Прокофьев, Алексей Федорович

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск
Авторизованная статья.
Внесение правок возможно только после обсуждения.

Автор А. Дементьев (Admin)

Алексей Федорович Прокофьев
Prokofiev.png
Дата рождения: 1915
Место рождения: Ишим Тюменской области
Дата смерти: 29.07.1995
Род деятельности: первый лидер Инициативного движения
Церковь: ЕХБ


Алексей Федорович Прокофьев - первый лидер Инициативного движения (до своего ареста в апреле 1962 года), впоследствии отлученный от СЦ ЕХБ. Историк евангельского движения в СССР Вальтер Заватски писал, что Прокофьев - это "человек, о котором сравнительно мало известно", неожиданно ставший "помехой для реформаторов" (т. е. для руководителей СЦ ЕХБ).[1]

Атеист

Алексей Прокофьев родился в 1915 году в городе Ишим Тюменской области. Своих родителей он не знал, а воспитывался в приемной семье Прокофьевых. В 1931 году после смерти своей применой матери он поступил в педагогический техникум, после которого стал учителем.

Нужно отметить, что в юности Прокофьев не получил религиозного воспитания и жизнь его, по собственному признанию, "не отличалась нравственностью".[2]

В 1937 году он женился, но вскоре развелся. В 1938 году женился повторно на Прасковье Марковне Подобед, которая в 1940 году родила ему дочь Нину. В том же году Прокофьев поступил в университет на геологический факультет.

В 1941 году за рассказанный Прокофьевым общеизвестный анекдот его арестовали. Его осудили на 10 лет лишения свободы по политической статье, как клеветника на Советскую власть. Прокофьев отбывал срок в лагере под Норильском. Там он уверовал в Бога.

Первые годы в вере

Письмо-проповедь А. Прокофьева "О страхе", 1958 год
1958 prokofiev letter 2.jpg

Рассказ Прокофьева о лагере и о собственном уверовании


В 1951 году Прокофьев освободился. Он разыскал свою вторую жену и дочь. Жена простила его и приняла. Однако появление ревностного баптиста было замечено, Прокофьева вскоре арестовали сотрудники органов госбезопасности, однако через 8 суток отпустили.

Они переехали в Могилевскую область (к родным жены). Но вскоре и оттуда пришлось уехать, семья переехала в Никополь. Прокофьев нигде не могу найти работу, терпел преследования, но ревностно проповедовал Евангелие.

В 1954 году он был арестован и осужден повторно: на этот раз за миссионерскую деятельность, хотя и по политической статье. Его приговорили к 25 годам лагерей.[4]

В 1956 году, когда Алексей Прокофьев находился в Вятском лагере, туда прибыла комиссия по пересмотру дел заключенных. Хотя комиссия многих освободила прямо в лагере, Прокофьев добился лишь сокращения срока на 16 лет. Благодаря зачетам он освободился в 1958 году.

Два лагерных срока общей сложностью 14 лет не сломили его. Предположительно в 1958 году они пишет письмо-проповедь "О страхе" (см. иллюстрацию): "Что вы лучше желаете - страдать с народом Божьим или иметь временное наслаждение? Считаете ли вы поношение Христово БОЛЬШИМ богатством, чем египетские сокровища? Отрешились ли вы от всего, как Моисей и Павел?"

Инициативное движение

Первое послание Инициативной группы руководителям ВСЕХБ (23 августа 1961 г.)
Первое послание Инициативной группы руководителям ВСЕХБ (23 августа 1961 г.) В выделенном фрагменте подчеркнуто, что цель Инициативной группы — не разделение, а единство ЕХБ[5]

В декабре 1959 года, во время разворачивания в стране хрущёвской антирелигиозной кампании, ВСЕХБ принял два документа, «Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ», которые жестко регламентировали жизнь общин, запретили миссионерскую деятельность, крещение молодежи и т. д. Эти документы вызвлит волну возмущения в общинах, где и без того зрело недовольство сервильностью руководителей ВСЕХБ. В результате в общинах возникало движение, позже названное инициативным. Это движение возглавил Алексей Прокофьев, так что в первые годы участников движения чаще называли "прокофьевцами".[6]

В этот период Алексей Прокофьев много ездил по стране, - он объезжал общины в городах и поселках России, Украины, Белоруссии, Казахстана. В это время он совершал множество крещений молодежи, которую боялись крестить местные пресвитеры (некоторые общины в отместку впоследствии власти лишили регистрации). По выражению Б. М. Здоровца, Прокофьев "духом пламенел и зажигал других".[7] Он много времени уделял беседам с верующей молодежью, бывал в Москве и Ленинграде, проводил совещания своих сторонников.[8] Наконец, Прокофьев возглавил собственно Инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда представителей общин ЕХБ. В августе 1961 года послание с таким требованием получили во ВСЕХБ. Под посланием стояло две подписи: первая - Прокофьева, вторая - Г. К. Крючкова.

"Я помню первую встречу, когда она была у нас в Киеве, в пригороде Киева. Был Прокофьев, был и Крючков, но Прокофьев выглядел более заметной фигурой, а Крючков менее заметной", - вспоминал Николай Константинович Величко[9] (бывший активист СЦ ЕХБ, позднее - президент Братсва независимых церквей и миссий ЕХБ Украины, ответственный пастор независимой церкви ЕХБ Киева).

Несмотря на игнорирование ВСЕХБ послания, Прокофьев продолжает деятельность по организации движения. Однако в апреле 1962 года его арестовывают в городе Жданов (ныне Мариуполь) Донецкой области Украины. Это произошло после того, как его сторонники во время проведения в Москве выставки "Транспорт в США" попытались передать американцам для дальнейшей переправки во Всемирный баптистский альянс документы о нарушениях прав верующих в СССР. [10][11]

В августе 1962 года суд приговаривает его 5 годам заключения и 5 - ссылки. Американская выставка в приговоре не фигурирует, набор обвинений - призывы молодежи к неучастию в общественной жизни, совершение крещений в октябре при температуре воды 14 градусов, втягивание в общину несовершеннолетних, проведение нелегальных собраний.[12]

Пасторское послание

А. Ф. Прокофьев

16 мая 1966 года верующие СЦ ЕХБ провели массовую молитву у здания ЦК КПСС в Москве. Это дело приняло политическое значение. Было произведено множество арестов, большинство задержанных получили по 15 суток, а двух руководителей СЦ ЕХБ - Г. П. Винса и Г. К. Крючкова в ноябре 1966 года осудили каждого на 3 года тюрьмы.

Прокофьев в это время отбывал наказание. Из его собственных писем известно, что в июне-сентябре 1966 года он находился в следственном изоляторе КГБ и допрашивался в связи с расследованием дела Винса-Крючкова.[13][14]

Из следственного изолятора он направил письмо-послание верующим СЦ ЕХБ, его копия была направлена во ВСЕХБ. Текст 12-страничного послания во вводной и заключительной части напоминал пасторские послания апостола Павла из Нового Завета (вплоть до точного повторения некоторых характерных речевых оборотов). В послании помимо благочестивых рассуждений, призывов строго следовать новозаветному учение, продолжать дело СЦ ЕХБ, прислушивать к голосу Духа Святого и т. д. содержатся две мысли, которые могли бы существенно скорректировать курс, взятый руководством СЦ ЕХБ ("Несмотря на все ошибки и недочеты, которые допускал я, общее направление, занятое СЦ ЕХБ - по воле Господа и Он одобряет его, однако нельзя закрывать глаза на все недочеты. Их необходимо устранить".[15])

  • Во-первых, Прокофьев не одобрил курс СЦ ЕХБ на кардинальное разделение общин ЕХБ и выход из общин сторонников СЦ ЕХБ с тем, чтобы образовать новые общины.

"В данной работе по очищению церкви ЕХБ я считаю преимуществом не отделяться, но, оставаясь в общине, проводить там разъяснительную работу. <...> Однако не все к этому способны и не всегда это возможно, так как зачастую тех, кто выступил против отступничества ВСЕХБ, за это исключили из общин или развили в общинах такую вражду, что искренние верующие вынуждены выделяться в самостоятельные группы. Но им не следует оставлять прежние общины, но используя все возможности, продолжать там работу в духе кротости, смирения, любви, оставаясь верным Господу", - писал Прокофьев.

Эта мысль не нова для Прокофьева. С самого начала Инициативного движения он стоял на том, что цель движение - единство верующих, а не разделение. Это, например, было прямо указано в Первом послании Инициативной группы (подписанным как Прокофьевым. так и Крючковым), с которого, собственно и началось движение (см. иллюстрацию). Курс на разделение ЕХБ был взят руководителями движения уже после ареста Прокофьева.

  • Во-вторых, по мнению Прокофьева, СЦ ЕХБ чрезмерно увлекался правозащитно-политической деятельностью.

"Прежде всего мы увлеклись бумажной перепиской и всякого рода ходатайствами об освобождении узников и проведении съезда. Наши протесты выливались в конфликты с органами советского правительства.

Всему этому нет основания в Библии. <...>

Советское правительство имеет закон наказывать, если мы производим возмущение, а еще хуже, если оказываем сопротивление силою, тогда как наша кротость должна быть всем известна. Мы дали повод говорить о нас плохое, из-за чего путь приходит в поношение.

<...> Господь дал нам власть и силу разрушеть дела дьявола, но как мы мало успеваем в этом. А почему? Господь сказал и нам, что "Сей род только изгоняется постом и молитвою".

<...>Обратиться к правительству можно, указать на допущенные несправедливости нужно, но выпрашивать, требовать, конечно, нельзя, а тем более производить возмущение, конфликты".[16]

Очевидно, что письмо из следственного изолятора было направлено легальным путем: в сохранившейся в архиве РС ЕХБ копии письма есть приписка Прокофьева, адресованная неназванному человеку (видимо, следователю или куратору КГБ) с просьбой перед отправкой письма вызвать его для личной беседы, а также запретом на сокращение или изменение текста письма.

Отлучение

Вторую часть назначенного судом наказания, ссылку, Прокофьева направили отбывать в село Кежма Красноярского края. В ссылке он жил с дочерью от второго брака Ниной и некоторое время - с женой.[17] Из Кежмы в июне 1967 года Прокофьев отправил письмо, адресованное верующим СЦ ЕХБ. Это письмо было написано в раскаивающемся тоне, Прокофьев в нем фактически отменил "крамольные" (по отношению к курсу руководства СЦ ЕХБ) идеи из предыдущего послания.

Прокофьев писал, что его предыдущим письмом воспользовались "недруги дела Божия", а потому он хочет "детализировать отдельные, изложенные в письме свои мысли".

"Дорогие братья и сестры, пусть вас не смущает то, что я считал за преимущество не отделяться из общин, но оставаясь в общине проводить там разъяснительную работу., - писал он.

<...> На протяжении 5 лет я не находился среди верующих, которые вели борьбу со грехом, обличали лжепастырей, разъясняли овцам и вынесли на своих плечах всю тяжесть труда и борьбы, испытали гонения от внешних и поношение от злых делателей и были изгнаны ими из общин. На протяжении этого времени мне было неизвестно о всем сложном пути, пройденном Церковью, и теперь, когда я имею возможность ознакомиться о всех обстоятельствах, принятых мерах Церковью и оказанных противодействиях со стороны ВСЕХБ, старших и поместных пресвитеров, я хочу сказать, что путь, которым вел и ведет Господь Церковь единственно верный путь"[18]

Почти через год после "покаянного письма", в апреле 1968 года, Прокофьева в Кежме посетил представитель ВСЕХБ Ф. М. Верлан. Посещение длилось две недели. Сохранился отчет Верлана об этой поездке. Верлан сообщил, что когда Прокофьеву показали новый Устав ВСЕХБ, он не нашел в нем ничего противоречащего Библии, что Прокофьев обещал больше не писать ничего против ВСЕХБ, что он против организации второго Союза (т. е. СЦ ЕХБ), что первое свое послание с покаянием считает верным.

В конце отчета Верлан отметил: "Прокофьев был на волосок от отлучения в СЦ, по-видимому за это Послание. Это заставило его изменить первое Послание. Человек он непостоянный".[19]

Спустя еще полтора года СЦ ЕХБ разослал по общинам сообщение об отлучении Прокофьева за грех прелюбодеяния. В нем говорилось, что решение об отлучении принято 4 сентября 1969 года Енисейской церковью ЕХБ, в которой состоял Прокофьев. В рассмотрении дела Прокофьева участвовали два члена СЦ. Факт был установлен свидетельством жительницы Енисейска, согрешившей с ним, а также признан им самим, причем письменно. "Разосланные Прокофьевым личные письма, наставления и прочие сочинения следует рассматривать, как имеющие частный характер, и не допускать их распространения", - говорилось в сообщении.[20]

По воспоминаниям Г. П. Винса, Алексей Прокофьев сам написал в СЦ ЕХБ письмо, где сообщил о своем грехе и о том, что он теперь уже не может быть служителем. "Имея это письмо мы с Крючковым полетели, - рассказывал Винс. - Это было после первого нашего освобождения, - первые месяцы, еще власть нас в первые месяцы не трогала. И мы полетели из Москвы в Красноярск, потом в Енисейск, в село Маковское, нашли Прокофьева, показали ему. Он говорит: "Да, все это так". Побеседовали. "Что дальше, Алексей Федорович вы считаете?" - "То, что положено по слову Божию - отлучение и так далее"... Я считаю, что он честно поступил в этом вопросе. И братство поступило так, как говорит Евангелие"[21]...

После отлучения

В дальнейшем А. Ф. Прокофьев поселился в Красноярске, став членом местной общины, которая, "не без его влияния" отошла от позиций СЦ ЕХБ и подала заявление на регистрацию.[22]

Некоторые сведения о дальнейшей жизни Прокофьева сообщает Борис Максимович Здоровец в своем эссе "Каким судом судите".[23] По его словам, Прокофьев каялся в своем грехе неоднократно, - и сразу, и впоследствии.

"Прокофьев – как многие слышали - два последние года плакал день и ночь ни на час не переставая лил слезы… А до этого написал покаянное письмо, в котором еще и еще раз сокрушался в своем грехе, и причину (за что Бог попустил) видел в том, что первый подал идею об отлучении служителей ВСЕХБ".

Здоровец приводит текст одного из писем Прокофьева с покаянием:

Открытое письмо

Ко всем братьям и сестрам в Господе от Прокофьева Алексея Федоровича.

Я сознаю и сокрушаюсь, что согрешил не только против Господа и Духа Святого, но и против Его народа и ближних, с которыми живу на земле. Своими преступлениями я положил пятно на Истину, и дал повод врагам Господа хулить имя Его

Я не послужил для вас примером, достойным подражания и принес вам много горя.

Просматривая свой жизненный путь пред Господом, не постигаю Его любовь и милость явленные ко мне. По своим грехам я не достоин был жить на земле и должен был занять место в аду.

Но Господь не прервал мою жизнь, не воздал по беззакониям моим. Он продолжает Свою работу и в моем сердце Духом Святым, достигая Своих целей по очищению и освящению моей жизни. я обращаюсь к вам с просьбой простить меня во имя любви Христа и принять меня в члены Церкви Его, чтоб последние дни моей жизни были посвящены Господу для исполнения не только воли Господа, но и желаний Его во славу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 21 октября 1980 года

Здоровец также сообщает о его кончине.

... В аэропорту, по пути домой, стало плохо - инсульт с параличом тела и утратой дара речи. В таком состоянии находился два года с полным сохранением сознания; на вопросы отвечал глазами, и до последнего вздоха о чем-то плакал; тихо отошел в Вечность в присутствии жены Нины и детей. Похороны были сверх скромные, почти как нищего Лазаря, который «на лоно Авраамово был отнесен ангелами».

Примечания

  1. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны
  2. Запись судебного процесса по делу Прокофьева А.Ф. в 1962 году. С.3 Архив РС ЕХБ
  3. Запись судебного процесса по делу Прокофьева А.Ф. в 1962 году. С.18 Архив РС ЕХБ
  4. Запись судебного процесса по делу Прокофьева А.Ф. в 1962 году. С.3 Архив РС ЕХБ
  5. Оригинал письма хранится в архиве РС ЕХБ
  6. Емельянов А. Денисов В. - "Наименьший из святых", газета "Красноярский Рабочий" №58 (10 марта 1968 года)
  7. Здоровец Борис - Каким судом судите
  8. Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 года». — СПб.:Издательство Европейского университета, 2009. — С. 215
  9. Никончук-Клименко Н. В. - Интервью с Величко, Донецкий христианский университет, исследовательский проект "Устная история ЕХБ в СНГ"
  10. Емельянов А. Денисов В. - "Наименьший из святых", газета "Красноярский Рабочий" №58 (10 марта 1968 года)
  11. Запись судебного процесса по делу Прокофьева А.Ф. в 1962 году. Архив РС ЕХБ
  12. Запись судебного процесса по делу Прокофьева А.Ф. в 1962 году. С.19 Архив РС ЕХБ
  13. Письмо Прокофьева А. Ф. июнь 1967 года, Архив РС ЕХБ
  14. Заявление А.Ф.Прокофьева на имя председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. 03.08.1967 Архив РС ЕХБ
  15. Письмо А. Ф. Прокофьева от 12 августа 1966 года, С.3 Архив РС ЕХБ
  16. Письмо А. Ф. Прокофьева от 12 августа 1966 года, С.8-10 Архив РС ЕХБ
  17. Емельянов А. Денисов В. - "Наименьший из святых", газета "Красноярский Рабочий" №58 (10 марта 1968 года)
  18. Письмо А. Ф. Прокофьева, июнь 1967 года С.3 Архив РС ЕХБ
  19. Отчет о посещении Верланом Ф.М. А.Ф.Прокофьева. Архив РС ЕХБ
  20. Письмо Совета Церквей ЕХБ об отлучении А.Ф.Прокофьева ( 1969 г.) Архив РС ЕХБ
  21. Аудиозапись Свидетельство Г. П. Винса о Г. К. Крючкове
  22. Такие сведения приводит Т. К. Никольская в своей книге «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 года» (С. 210) со ссылкой на книгу Ванюшин Н. А. - "Свобода совести и религиозный экстремизм", Барнаул, 1988 год, С.73-74
  23. Здоровец Борис - Каким судом судите