Автор А. Дементьев (Admin)
' Борис Максимович Здоровец
|
Здоровец Б. М., конец 1970-х
|
Дата рождения:
|
1929
|
Место рождения:
|
Харьков, Украина
|
Род деятельности:
|
Пенсионер
|
Церковь:
|
Пресвитерианская
|
Предшественник:
|
СЦ ЕХБ
|
Преемник:
|
МС ЕХБ
|
Супруг(-а):
|
Любовь
|
Гражданство:
|
США
|
Борис Максимович Здоровец - проповедник, один из лидеров Инициативного движения на начальном этапе.
У истоков движения
Здоровец входил в узкий круг верующих, образовавших Инициативную группу и положивших начало Инициативному движению в период эскалации хрущёвской антирелигиозной кампании. По воспоминаниям пресвитера общины ЕХБ города Узловая Тульской области П. А. Якименкова, наряду с ним и Здоровцом в числе инициаторов движения были также Алексей Прокофьев из Харькова, братья Геннадий и Юрий Крючковы из Узловой, Василий Рыжук из Дедовска, Семкин из Смоленска[1].
Воспоминания П. А. Якименкова о Здоровце
Пресвитер общины ЕХБ города Узловая Тульской области Павел Афанасьевич Якименков:
"Подготовка посланий (в президиум ВСЕХБ и воззвания к церквям - прим. редакции Энциклопедии) связана с именем Бориса Здоровца. Здоровец очень своеобразный человек, активный, горячий, с таким, я бы сказал, революционным поведением. Ему было поручено в Харькове изготовить синькой послания церквам (это дело у него уже было налажено) и развезти послания по стране, если мы не найдем понимания в президиуме ВСЕХБ. Он это выполнил и ночью привез в Узловую 1050 экземпляров посланий с текстом, который был нами составлен. Но оказалось, что к согласованному тексту он добавил почти на полстраницы и свой текст. Когда мы прочитали, то сразу поняли: это никуда не годится. А он твердит: "Только такой текст буду развозить и все! Если вы оставите мое дополнение, то я ваш раб, а если не согласитесь, то я не буду иметь с вами ничего общего". Мы всю ночь до утра уламывали его, просили убрать лишний текст. Только утром он дал согласие. Но как теперь убрать эти слова? Наконец, Геннадий предложил убрать эти полстраницы известью. И вот, в доме моей будущей жены Клавдии Живоглазовой, в Узловой, мы столько провозились, выводили, стирали, сушили[2]...
В лагерях
25 декабря 1961 года Здоровец был арестован и 16 июля 1962 года осужден за антисоветскую агитацию к отбыванию 7 лет в колонии строго режима и 3 годам ссылки[3]. Срок отбывал в Дубравлаге (Мордовия), ссылку - в Красноярском крае.
Диссидент В. Козюра о Здоровце
Воспоминания советского диссидента Владимира Козюры:
"Несомненным и оригинальным мыслителем, на мой взгляд, был еще один украинец, харьковчанин по фамилии Здоровец, звали Борисом. Возраста он был где-то за 30, когда-то он в детстве потерял кисть правой руки, но это обстоятельство не повергало его в уныние. Он имел открытый, общительный характер, знания имел обширные и был по вероисповеданию баптистом. В Мордовию попал за участие в инициативной группе в рамках своей религиозной общины, какого-то рода деятельность по защите прав верующих. Хорошо знал историю, историю христианства, а особенно историю протестантского движения, а также тот ее раздел, который касался истории протестантского движения в Северной Америке и его философии, участвовал во многих наших дискуссиях и привносил в них определенный оттенок.
Борис Здоровец, будучи воодушевленным проповедником, человеком образованным и развитым, преподавал нам не только азы веры, но и объяснял нам философские аспекты, например, такого вопроса, который в те 60-е годы витал в воздухе еще с подачи нашего внешне немного наивного генсека Никиты Хрущева, который своим лозунгом «Догоним и пе регоним!» явно поражался, почему же Америка так далеко
ушла вперед.
(…)
То, что мы ощущали интуитивно – грядущие радикальные перемены – некоторые из нас, например, Борис Здоровец, уже облекал в конкретные формы и расставлял четко вехи грядущих проблем. Конечно, мы все романтизировали будущую неизбежную конвергенцию, представляли ее быстрой и безболезненной. Борис Здоровец предвидел открытую, интенсивную полемику разных религиозных конфессий, когда каждый мог найти свою общину, свою веру. Наряду с ренессансом православия он мечтал о серьезном миссионерском прорыве протестантской церкви, конечно же, своего баптизма и адвентизма седьмого дня"[4].
Историк К. Прохоров о Здоровце
Конфессиональный историк Константин Прохоров:
"Будучи начитанным и необыкновенно одарённым человеком, он (Б. М. Здоровец - прим. редакции Энциклопедии) нередко в своей жизни надевал «маску юродства», дабы обличать пороки сильных мира сего, причём – как представителей государственной атеистической власти, таки некоторых баптистских руководителей. Во время своего первого ареста (за активную деятельность среди христианской молодёжи, в декабре 1961 г.) Борис Максимович, юродствуя, около трёх часов не впускал в дом сотрудников КГБ и милиции, как те его ни уговаривали. Стражи порядка имели неосторожность придти в 5 часов утра, а Здоровец с присущим ему юмором поучал их, что в такое время только бандиты промышляют, приходите, дескать, к восьми… Милиционеры какое-то время мёрзли на улице, а затем принялись ломать дверь. Борис Максимович же, будучи (как многие баптисты того времени) полным пацифистом, устрашающе кричал им через дверь: «Жена, неси секиру, бандиты в хату лезут!» Чем немало перепугал всех.
Находясь в заключении, Здоровец постился по пятнадцать суток (только пил воду) каждый раз, когда его сажали в штрафной изолятор. А помещали его туда за «неправильное» поведение достаточно часто.
(...)
Борис Максимович в своей жизни получил многие видения от Господа, пророчествовал («разговор с Богом только через Библию – всё равно, что общение с отцом через письма, этого недостаточно…»), использовал самодельные чётки из тридцати трёх абрикосовых косточек для молитвы в исправительно-трудовом лагере в 1960-е годы, и т.д. Столь странное для баптиста поведение, разумеется, многими осуждалось, однако непременно в избытке находились и те, кто усматривал в Борисе Максимовиче то самое проявление благодати Божьей, зовущейся юродством Христа ради"[5].
Отбыв назначнное судом наказание, Здоровец недолго пробыл на свободе и в 1972 году вновь вернулся в лагерь, получив второй срок (3 года колонии строгого режима), который отбыл целиком[6].
Диссидентка Ирина Уварова-Даниэль о Здоровце
Диссидентка Ирина Уварова-Даниэль отбывавшая срок в Мордовии вместе со Здоровцом вспоминала:
"Этот баптист решительно не обладал ангельским смирением. Напротив. Когда начальник из Москвы посетил барак, Здоровец так и сидел за штопкой, не шелохнувшись. Спросил начальник, почему не встает, а Борис ему: "Вот когда вы меня отсюда выпустите, тогда и поговорим о манерах." Озлился начальник: "Да я тебя, (...), баптиста поганого, тогда выпущу, когда тебя поп обратно окрестит в православную веру." - "Это вас, гражданин начальник, поп крестил, а мои родители были комсомольцы", отвечал наш баптист"[7].
После освобождения
Ко времени, когда Здоровец отбыл второй срок и вышел на свободу, ситуация в руководстве Инициативным движением (которое к тому времени было переименовано в Совет Церквей ЕХБ) коренным образом изменилась. Большинство тех, кто начинал движение, оказались "в стороне". Наиболее близкий Здоровцу участник Инициативной группы Алексей Прокофьев был отлучен от Церкви. Генеральный секретарь Совета Церквей Георгий Винс находился в местах лишения свободы (в дальнейшем он был лишен советского гражданства и выслан из СССР в США). Фактически власть в Совете Церквей была сосредоточена в руках Геннадия Крючкова. Крючков в это время жил на нелегальном положении, на тайной квартире в Вентспилсе (Прибалтика), и общался только с узким кругом приближенных, пересылая служителям СЦ указания в магнитофонных записях.
В 1972 году, после отбытия первого срока, Здоровец получил возможность для встречи с Крючковым, однако в дальнейшем на предложения встретиться Здоровец получал неизменный отказ[8].
Здоровец, познакомившийся в лагерях с политическими диссидентами, занимался общественно-политической деятельностью (в частности, наряду с общественно-религиозными деятелями различных конфессий, он подписал "Обращение членов христианских церквей СССР к отечественной и мировой общественности", в котором содержится критика власти за гонения на христианство и требования религиозной свободы в СССР[9]. По некоторым свидетельствам в постперестроечный период Здоровец часто выступал на главной площади Харькова с разоблачениями чиновников и «продавшихся» депутатов. По словам В. Козюры, в своих выступлениях Здоровец допускал «слишком резкие и часто ложные высказывания, включая и антисемитские, за что даже привлекался к ответственности»[10].
В 1990-х годах Б. М. Здоровец эмигрировал в США.
Критика Совета Церквей
Взгляды Б. М. Здоровца на развитие Инициативного движения изложены в эссе "Каким судом судите". Суть их сводится к осуждению курса на разделение ЕХБ, который руководители движения взяли после посадки Здоровца и Прокофьева. Взгляды Здоровца близки к взглядам, гораздо более осторожно выраженным Алексеем Прокофьевым в его Послании.
Фрагмент статьи Каким судом судите
Отрывок из статьи Б. М. Здоровца "Каким судом судите":
"В начале Движения определяющим девизом было: «Стать в проломе за народ Божий». Но когда ГК развернул Движение и оно пошло вспять, его определяющим и направляющим девизом, стало: «..выйдите из среды их и отделитесь». А как бы кто ни пытался, невозможно соединить в одно те два направления. Рассудите сами.
«Стать в проломе...»(Иез.22 гл.) - это по большому счету, пророчество о Христе. Мы, последователи Христа, лишь «восполняем недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». Христос впереди, а те, кто Христов – за Ним рядом с Ним.
Вражескую атаку на град Божий на земле – церковь, первыми встречают те, у кого достало сил и мужества стать в проломе со Христом. Это первенцы, герои веры, пусть лучшая часть народа Божия. Но никогда не вся Церковь.
Как израильские первенцы не могли быть всем народом Израильским; как защитники города бросившиеся в пролом и закрывшие его своими телами не могут быть всеми жителями города, подобно и кто в 1961 году возвысил голос за правду, и кто позже присоединился, то сколько бы их ни было – они не могут и не имеют права считать себя всей Церковью . Они глаз, рука, нога или что там еще, но НЕ вся «единственная верная Церковь». Это непреложная Истина.
Призыв «выйдите из среды их и отделитесь», воспринимаемый буквально, в корне меняет выше представленную картину духовной брани. Если в первом представлении ставшие в проломе защищают прочих жителей города – слабых и трусливых, детей и взрослых, воров и честных граждан города - то буквальное исполнение повеления «выйдите из среды их и отделитесь» объявляет всех жителей и сам город-церковь – Вавилоном. Но тогда ставшие в проломе, получается, сражались, страдали и умирали... за Вавилон!?"[11]
5 ноября 2002 года во время посещения Крючковым славянской церкви в городе Спокан (штат Вашингтон, США) Б. М. Здоровец вышел вперед и вручил Крючкову, стоявшему за проповеднической кафедрой, кусок мыла и веревку с петлей на конце.
Фрагмент статьи Каким судом судите
Отрывок из статьи Б. М. Здоровца "Каким судом судите":
"За 4 месяца, до дня ареста 25 декабря 1961 года объездил все большие общины ЕХБ Украины, Молдавии, Ростова и Бреста, находил скорбящих и воздыхающих и призывал поддержать идею Крючкова о необходимости съезда ЕХБ и уверял, что он не подведет и разделения не произведет. И многие поверили по моему слову.
(...)
Все это и раньше мне приходило на мысль. Но теперь Дух Святой представил мною соделанное, как мой тяжкий грех , который повредил и другим...
(...)
Подобно Даниилу я некоторое время лежал ниц в полном изнеможении. Затем встал и попросил жену отвезти меня в церковь, куда сойдутся Крючков и его единомышленники. А в душу вошла ясность, что отныне я должен сетовать на свой грех, что впустил хищного волка в овечье стадо.
И если меня будут злословить, поносить, бить и с живого сдирать шкуру – я достоин большего, я заслужил! Ибо все беды народа Божия, все страдания и духовная убогость– все сие из-за меня.
(...)
Перед началом пресвитер объявил: «У нас сегодня не совсем обычное собрание. У нас в гостях Крючков, Петерс и Антонюк. Они будут участвовать в служении. После расскажут о жизни в церквах нашего братства и ответят на вопросы. Вопросы следует подавать в письменной форме. Братья будут решать, какие вопросы к назиданию и отвечать на них».
Сердце больно кольнуло последнее, что «гости» не хотят иметь с собравшимися чистосердечное братское общение; они не могут сказать о себе словами апостола: «..отвергнувши скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом», они что-то скрывают и боятся гласности... как и волки, которые боятся света(огня) и шума.
Но в тот час мне было не до этого. Меня жгло сознание моей вины, моего греха. И как только говоривший первым Петерс призвал собравшихся к молитве я воззвал: Боже, будь милостив ко мне грешному... Я сокрушался что пропустил лютого волка во двор овчий и он причинил много зла детям Божиим. Я просил наказывать меня – я виновен, а овцы, что сделали. Также пообещал, все что со мною случится: страдания, злословия и любое наказание, от кого бы оно не исходило, принимать как знак Его великого ко мне милосердия, как знак помилования меня... И сказал, что волку не должно умереть «своею смертью...».
Закончил я свою покаянную молитву горячей просьбой: «Не предай зверям - и этому хищному волку, Крючкову, душу горлицы Твоей; собрание убогих Твоих не отринь навсегда».
Собрание слушало молитву молча. Хор начал было тихо что-то петь, но также умолк. Сразу после меня помолился Петерс и все встали. И тут началось – оттолкнув рядом стоящих, ко мне подскочили ревнители по плоти во главе с пресвитером, и стали тащить вон, что было весьма неудобно: я стоял в глубине ряда и держался рукой за спинку кресла. Они руку оторвали, а я уперся коленками ... Пресвитер, при этом говорил: «выйди, или мы вызовем полицию». Я не возражал, а только плакал и отвечал: Спасибо, спасибо.
Прочие молчали и пели. И только один брат, из следующего ряда громко выкрикивал: «Вы что делаете? Человек кается, а вы как КГБисты терзаете его». И они отступили. Но полицию, как и обещали, вызвали.
Вторым за кафедру вышел Крючков. Чтоб успеть до прихода полиции сделать, что надлежало, я во время его выступления отпустил две реплики - когда он стал утверждать, что ВСЕХБ и КГБ вместе разрушали церкви и мы правильно сделали, что отлучили его служителей, я громко возразил: Проповедуй Христа, а не поноси ВСЕХБ!
И вторично - когда он сказал, что число верующих за годы деятельности ВСЕХБ уменьшилось в 10 раз, я снова «поправил»: не уменьшилось в 10 раз, а увеличилось более чем в два раза.
После каждой реплики «ревнители» приступали ко мне и пытались удалить из зала. А затем пресвитер обратился по микрофону к собранию с вопросом, согласны ли они, чтобы я удалился. Одни промолчали, а другие дружно сказали: «согласны». Пресвитер обратился ко мне: «Ты слышал, собрание просит тебя уйти».
Я встал и сказал, что повинуюсь, но прежде хочу вручить Геннадию символический подарок. «Ревнители» заволновались, и стали снова хватать меня за одежду, под руки... Но воспользовавшись моментом я вытащил из кармана и поднял, чтобы все видели, что у меня в руке, громко сказал: это мыло.
Затем пошел к стоящему за кафедрой Крючкову, вынул из другого кармана веревку, с завязанной петлей на конце. Потрясая ею перед его лицом, я повернулся к собранию.
(...)
Когда меня терзали, пытались вытащить вон, вызывали полицию... и пр., Крючков молча стоял за кафедрой. Одна сестра даже сказала: «Он был как святой».(Вот именно, «как святой…»(!?). Он мог остановить бесчинствующих и сказать: «..пусть злословит..!» Но этого не сделал и тем подтвердил, что является злым делателем; имеющий вид благочестия, а внутри суть волк хищный.!!» "
Ссылки
Здоровец Борис - Каким судом судите
Примечания