Евангельск (город Солнца), градостроительный проект

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск
Авторизованная статья.
Внесение правок возможно только после обсуждения.

Автор А. Дементьев (Admin)

Карта современной Республики Алтай. Напротив предполагаемого места строительства расположено село Сорокино, а выше по течению Бии — город Бийск

Евангельск (другое название — город Солнца), — город для евангельских христиан, который предполагалось построить на территории современной Республики Алтай, — на месте, где реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют реку Обь. Автором и вдохновителем проекта был лидер евангельских христиан Иван Проханов. В 1927 году Проханову удалось добиться выделения земли и он даже совершил символическую посадку деревьев на месте предполагаемого города. Однако в 1928 году, после вмешательства Иосифа Сталина, проект был заморожен.

Социальные идеи Проханова

Иван Степанович Проханов

По мнению историка ЕХБ Владимира Попова, своеобразным прообразом Евангельска стала христианская сельскохозяйственная коммунна «Вертоград» («Цветущий сад» в переводе с церковнославянского), созданная Прохановым в 1894 году недалеко от хутора Софиевка вблизи Симферополя.[1] За десять лет до Проханова устройство в этом месте христианской артели планировали евангельские проповедники Василий Пашков и граф Модест Корф. Пашков и Корф не успели воплотить проект из-за принудительной высылки из России. Проханов, познакомившийся с их архивами, сумел воплотить эту идею.

Артельщики занимались сельскозяйственным трудом а в свободное сремя — чтением Библии. Артель была распущена через четыре года в связи с ужесточением «антисектансткой» политики государства. Однако к идее создания христианских сельскохозяйственных коммуни Проханов обращался неоднократно. Более того, в первое десятилетие Советской власти такие коммунны (как сельскохозяйственные, так и ремесленные) успешно создавались во многих регионах страны.[2][3][4]

В первые годы Советской власти эта идея (хотя и не без споров) даже получила поддержку руководства страны. Так, на 13-м съезде РКП(б) в мае 1924 года, после дискуссий по «сектантскому вопросу» была вынесена резолюция: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы»[5]

В опубликованной в 1925 году программной статье «Новая, или Евангельская жизнь»[6], Проханов рисует утопическую картину христианского поселения «будущей новой общественной жизни».


Читать описание Проханова


По мнению историка ЕХБ Татьяны Никольской, "идеал Проханова, хоть и подкрепленный библейскими цитатами, мало отличается от других коммунистических утопий. В его основе — коллективный труд и стандартизация всех сторон быта: «весь день распределен строго по часам», «одежды всех должны иметь по преимуществу светлые цвета», «дома должны быть окрашены по преимуществу в белый цвет», «перед домом должен быть палисадник», а позади дома — «непременно» фруктовый сад или огород. Дороги между селениями должны быть обсажены фруктовыми деревьями, причем никто не имеет права трогать плоды до созревания, после чего представители обоих сел торжественно собирают их.

Как и всякая утопия, проект Проханова совершенно непрактичен и расточителен. Есть, например, указание, что по ночам «над селом должно гореть искусственное солнце» (неясно, для кого, если все люди будут спать в одно и то же время). Интересно, что христианин Проханов подходит к вопросу изменения жизни с материалистических позиций, то есть считает, что «грубые нравы изменяться к лучшему» правильно построенного труда и здорового образа жизни (а не веры в Бога и духовного обновления).[7]

Начало реализации проекта

И. С. Проханов со спутниками после символической посадки саженцев на месте предполагаемого строительства (у слияния рек Бии и Катуни). Иллюстрация из журнала «Христианин», № 1, 1928 год

После успешного открытия христианских коммун по всей России, Проханов взялся за воплощение масштабного проекта христианского города Евангельска. После 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан в ноябре 1926 года Проханов поручил специалистам разработать проект города, проект был закончен менее чем через год.

По данным советско-российского религиоведа Льва Митрохина, Проханову удалось заручиться поддержкой проекта со стороны секретаря Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б), начальника 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгения Тучкова. Более того, именно Тучков (согласно Митрохину) настоял на переименовании проекта в «город Солнца»[8], очевидно по аналогии с одноименной средневековой утопией Томмазо Кампанелла. Мнения о имевшей место поддержке идеи Проханова Тучковым придерживается и религиовед Андрей Савин.[9]

Проханов получил разрешение в Наркомземе на проведение изыскательской экспедиции. В августе 1927 году он в выехал в Сибирь. 11 сентября Проханов с группой единомышленников совершил символическую посадку саженцев кедра и американского клена на месте строительства города, а также провел богослужение.

«После посадки члены экспедиции снова молились. Было сказано горячее слово братом Иваном Степановичем о будущности города Солнца и жизни в нем. Во время посадки, — то ли, что был очень жаркий день, или потому, что берега устья Бии и Катунь огласились звуками молитвы и пения „За веру евангельскую“ или по другим причинам, из рек, близко от берега, где производилась посадка, рыба выбрасывалась на высоту 1/2 — 1 аршина из воды, и, падая обратно, резвилась, ныряя в воду». описывались эти события в журнале «Христианин».[10]

Ликвидация проекта

Дальше символической посадки деревьев дело не пошло. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». Политбюро поручило выступить с докладом о ситуации Емельяну Ярославскому на следующем заседании. После выступления Ярославского 25 мая Политбюро поручило Наркомзему «ликвидировать дело».

«Это решение Политбюро весьма символично обозначило поворот в политике в отношении религиозных организаций от методов выборочных административных и судебных репрессий, от чекистской деятельности, направленной на разложение церквей, к методам „штурма и натиска“. На властных этажах повеяло новым ветром — ветром коллективизации, в ходе которой религиозный вопрос в СССР должен был найти свое „окончательное решение“», — отметил Андрей Савин.[11]

Что касается Проханова, то в мае 1928 года он выехал за границу чтобы собрать средства на развитие евангельского движения в СССР. В результате резких изменений религиозной политики государства в 1928—1929 годах Проханов из своей поездки на родину так и не вернулся. Он скончался в Берлине в 1935 года.

Надежда на свой город Солнца еще некоторое время жила среди евангельских христиан и баптистов. В качестве примера историки Попов и Савин приводят слова баптиста Манченко, сказанные им на деревенском сходе в деревне Солона Красноярского края, посвященном агитации за колхоз: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием „Солнце“, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо».

Примечания

  1. Попов В. А. — Сибирская утопия баптистов
  2. Попов В. А. — Христианские коммуны Проханова. «Наука и религия». 1990. № 7. С. 48-51
  3. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета, 2009. ISBN 978-5-94380-081-8 — С. 70-71
  4. Дементьев А. А. «Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898—1990 годы». Владивосток, издательство «Русский остров». 2011 ISBN 978-5-93577-054-2 — С. 76-77
  5. Попов В. А. — Сибирская утопия баптистов
  6. Проханов И. С. — Новая или евангельская жизнь, журнал «Христианин» № 1 1925
  7. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета, 2009. ISBN 978-5-94380-081-8 — С. 69-70
  8. Митрохин Л. Н. Баптизм. История и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. С.377
  9. Савин А. И. — «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в советской России
  10. Журнал «Христианин» № 1, 1928 год
  11. Савин А. И. — «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в советской России

Литература

Митрохин Л. Н. — Баптизм. История и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. 480 с.

Савин А. И. — «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в советской России

Попов В. А. — Сибирская утопия баптистов