Христианин, издательство

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск
Обращение издательства «Христианин» ко всем евангельским христианам-баптистам (10 июня 1971 года)
Обращение издательства «Христианин» ко всем евангельским христианам-баптистам (10 июня 1971 года)

"Христианин" - издательство СЦ ЕХБ, нелегально созданное в 1971 году для снабжения общин ЕХБ книгами Священного Писания и другой духовной литературой.

История

Первые опыты нелегального печатания духовной литературы верующими СЦ ЕХБ отностяся к началу 1960-х, году, когда верующие освоили кустарный метод печати "синькой" (гектографом).

В 1963 году под редакцией Г. К. Крючкова был отпечатан первый номер духовно-назидательного журнала «Вестник спасения». Тогда же начали печататься различные воззвания СЦ ЕХБ.

Первые издания СЦ ЕХБ печатались кустарным методом - "синькой" (гектографом). Часть литературы размножалась рукописным способом.

В 1971 году было создано собственно издательство "Христианин". В июне 1971 года только возникшее издательство «Христианин» обратилось к председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину с уведомлением о начале деятельности издательства. В заявлении говорилось: "Издательство «Христианин» — это добровольное общество верующих ЕХБ, объединившихся для издания и распространения религиозной литературы. Содержится издательство на добровольные пожертвования верующих, и поэтому распространяет литературу безвозмездно".

Техника

Самодельный офсетный печатный станок двусторонней печати, использовавшийся в типографской точке издательства в селе Старые Кодаки (Днепропетровская область, Украина). Выставка в Германии. Справа (с белым бэйджем на пиджаке) стоит Давид Иванович Кооп, - хозяин дома по улице Новая, 6 в Ивангороде, где в 1977 году была раскрыта другая типографская точка

Верующие по собственным чертежам собрали первый печатный станок, позволивший изготваливать литературу на относительно высоком полиграфическом уровне.

"Печатный станок приводился в действие небольшим моторчиком, для которого не нужно было слишком много электроэнергии, чтобы большие счета за электричество не наводили власти на след подпольной типографии. Как правило, это были ручные печатные станки: руками машине придавалась начальная инерция, которую потом поддерживал мотор. Такие машины конструировались на основе двух валиков стиральной машины, велосипедных педалей и цепи и других подручных материалов. Такой станок можно было в разобранном виде хранить в пяти небольших чемоданах и, не привлекая ничьего внимания, спокойно переносить с места на место. Вот только, чтобы можно было пользоваться этим станком, верующие со всей стороны обдирали кору с деревьев, жгли резиновые покрышки и собирали металлическую стружку, чтобы потом, смешав все необходимые ингредиенты, получить типографскую краску. В этих типографиях не было наборщиков, но некоторые рабочие, проведя в буквальном смысле этого слова в подполье, прекрасно справлялись с этой работой, подбирая подходящий шрифт в различных изданиях и перефотографируя его. Поскольку один человек не мог незамеченным купить более одной пачки бумаги, то покупкой и транспортировкой бумаги занимались сотни людей", - отмечал историк Вальтер Заватски.[1]

Конспирация

Местные общины, относящиеся к ВСЕХБ часто поддерживали деятельность издательства и участвовали в распространении печатаемой литературы, но, разумеется все делалось в тайне.[2] Издательство «Христианин» вынуждено было скрывать имена своих работников и местонахождение типографий. За время существования издательства КГБ и милиции несколько раз удавалось обнаружить нелегальные печатные точки. В этих случаях станки конфисковывались, верующих арестовывали и отправляли в тюрьмы.

Так, в октябре 1974 года была выслежена типография на латышском хуторе Лигукалне (см. иллюстрации). Семеро работников типографии были арестованы, печатный станок, около девяти тонн бумаги и 15 тысяч уже отпечатанных Новых Заветов – конфискованы. Позднее такие же типографии были раскрыты: в 1977 г. в Ивангороде Ленинградской области, в январе 1980 г. – в селе Старые Кодаки на Украине, в июне 1980 г. – в селе Гливенки (окрестности Новороссийска) и в 1982 г. – в Токмаке (Киргизия).[3]

При обнаружении подпольной печатной точки в Ивангороде Ленинградской области в доме шофера Давида Коопа (21 марта 1977 года) были арестованы три работника типографии - Иван Левин, Людмила и Лариса Зайцевы. Все трое в разное время перешли на нелегальное положение. Они тайно жили при типографии в помещении, замаскированном под чердак, где находились отдельный туалет, три кровати, типографское оборудование, запас продуктов. Электропровод в тайные комнаты был замаскирован, а звонок для связи с ними хозяин установил в шкафу. К моменту обнаружения типография уже успела напечататать несколько выпусков "Вестника истины" и "Братского листка", песенный сборник, книги "Тайна счастья" Билли Грэма и "Духовная война" Джона Буньяна. В итоге хозяин и трое сотрудников типографии были осуждены на сроки от 3,5 до 5 лет лишения свободы.[4]


Воспоминания Евгения Родославова


Координаторы

По официальным данным современного МСЦ ЕХБ, работой издательства руководили Г. К. Крючков, Ю. К. Крючков, В. И. Пидченко, М. С. Кривко, И. П. Плетт.[6]. Согласно другим источникам, в начале 1970-х работу издательства организовывал Г. П. Винс, [7][8] более того, 31 марта 1974 года Винс был арестован (повторно) в Новосибирске как раз при доставке в издательство типографской краски, фотопленок с текстом Библии для печатного станка и различных рукописей, - собственных и чужих.[9]

Значение

Издательство выпустило несколько книг, включая "Путешествие Пилигрима", Новый Завет, сборники гимнов и несколько произведений Чарльза Сперджена. В 1968 г. был отпечатан первый тираж Евангелия от Иоанна; каждая община получила по пятнадцать его экземпляров. А весной 1978 г. вышло, наконец, первое издание Библии.[10] К 1983 г. подпольные типографии отпечатали около полумиллиона Евангелий и духовных сборников.[11]

Трудно переоценить значение деятельности издательства "Христианин" для формирования независимого от государства евангельского движения. Издательство не только снабжало верующих духовной литературой, оно помогло сформировать понимание их единства на всей территории СССР. Читая регулярные выпуски духовных журналов, верующие, скажем, из Казахстана, знали, что их единоверцы есть и в Хабаровске, и в Молдавии.

Примечания

  1. Вальтер Заватски - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны
  2. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны
  3. Патц Андреас - 1961-2011: Инициативному движению – 50 лет // Международная христианская газета, 11 августа 2011 года
  4. Никольская Т. К. - Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах" С-Пб, издательство Европейского университета, 2009, С. 289-290
  5. Патц Андреас - 1961-2011: Инициативному движению – 50 лет // Международная христианская газета, 11 августа 2011 года
  6. Буклет к 50-летию МСЦ ЕХБ "Независимость - духовное наследие пробужденной церкви", 2011, издательство "Христианин"
  7. Никончук-Клименко Н. В. - Интервью с Н. К. Величко. Донецкий Христианский Университет: Исследовательский проект “Устная история ЕХБ в СНГ”
  8. Вальтер Заватски - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны
  9. Винс Г. П. "Евангелие в узах"
  10. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны
  11. Патц Андреас - 1961-2011: Инициативному движению – 50 лет // Международная христианская газета, 11 августа 2011 года