Христианский пацифизм и ЕХБ

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск
Авторизованная статья.
Внесение правок возможно только после обсуждения.

Автор А. Дементьев

"Блаженны миротворцы". Антивоенный рисунок, изображающий Иисуса с нимбом в тюремной робе, рядом список Его "преступлений"

Христианский пацифизм - богословская и этическая позиция, согласно которой насилие в любой форме считается несовместимым с христианской верой. Христианские пацифисты считают, что Иисус Христос был пацифистом и наставлял в этом учеников.

В настоящее время пацифистских взглядов придерживается часть баптистов (на постсоветском пространстве - евангельских христиан-баптистов), а также пятидесятников, адвентистов, мессианских евреев и др. Христианский пацифизм является официальным учением меннонитов.

Богословие

Ветхий Завет

Несмотря на то, что в Ветхом Завете много говорится о войнах и мести, христианские пацифисты считают, что насилие в целом противоречит противоречит Божьим установлениям, данным в Ветхом Завете. В доказательство этому приводится, например текст, где Бог не позволяет царю Давиду построить Храм в Иерусалиме:


"И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим". (1Пар.22:7-8)


Божий идеал для человечества далее разъясняется пророком Исайей в пророчествах о мессианском времени:


"И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Ис.2:4)

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6)

"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море". (Ис.11:6-9)

Также заповедь "не убивай" (Исх. 20:13), рассматривается в качестве указания для пацифизма.

Служение Иисуса

Пацифисты считают, что Иисус Христос во время Своего земного служения учил пацифизму:


"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Мф. 5:38-39)


"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". (Мф. 5:43-44, Луки 6:27-28)


"Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут". (Мф. 26:52)


"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими". (Мф. 5:9)

Различие между достаточно жесткими (если говорить в целом) установками Ветхого Завета и близкой к пацифизму проповеди Иисуса Христа в Новом Завете пацифисты часто объясняют с помощью известной богословской теории "прогрессивного (прогрессирующего) откровения". Согласно этой теории на протяжении истории человечества Бог передавал людям Свое откровение постепенно - в той мере, в какой люди способны были его воспринять. Приверженцы этой теории считают, что с развитием человеческого общества Божье откровение постепенно увеличивалось в определенности, ясности и полноте, как со временем растут ствол, корни и ветви дерева[1].

Критика богословия пацифизма

Критики пацифизма указывают, что далеко не все в Новом Завете (не говоря уже о Ветхом Завете) сочетается с пацифистскими идеями. В качестве аргументации в этом случае приводится описание встречи Иоанна Крестителя с воинами. Воины, услышав от Иоанна Крестителя обличительную проповедь и призыв к покаянию спросили его, что им делать. На что Иоанн Креститель ответил: "никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лук.3:14,15), не сказав ничего о необходимости оставить военную службу и отказаться от насилия.

Критики пацифизма также часто приводят эпизод из 10-й главы книги Деяния Святых Апостолов, где рассказывается о крещении римского сотника (центуриона) Корнилия по указанию апостола Петра: от Корнилия также не требуют ни оставления военной службы, ни отказа от насилия.

По мнению критиков пацифистского богословия, заповедь "Не убивай" и Нагорная проповедь Иисуса Христа относятся "исключительно к нашим личным врагам, а не к врагам общества и государства"[2].

История

Пацифизм в ранней Церкви

Христианский пацифизм был широко распространен в ранней Церкви. Многие христиане отказывались от военной службы вследствие пацифистских взглядов, а также необходимости на этой службе поклоняться императору и языческим богам[3].

Пацифистские взгляды можно обнаружить в трудах многих "отцов Церкви", живших в I - IV веках по Р. Х. (Климент Александрийский, Ориген, отчасти Тертуллиан и др.)[4].

Ипполит Римский (ок. 170 - ок. 235):

"Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога"[5].

Тертуллиан (ок. 150 - ок. 230):

"Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа—со знаком дьявола, воинство света—с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим—Богу и цезарю. Если есть желание пошутить, то можно сказать, что и Моисей носил жезл, а Аарон— застежку, что Иоанн был препоясан, а Иисус Навин водил войско в бой, и вообще весь народ Божий сражался на войне. Вопрос состоит в том, как человек этот будет сражаться, то есть я хотел сказать, каким образом будет он нести службу во время мира, без меча, который отобрал у него Господь? Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты, и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра. Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело"[6].

Арнобий (IV век):

"Впрочем, не трудно доказать, что те войны, что, по вашим словам, вызываются ненавистью к нашей религии, не только не увеличились после того, как в мире услышали Христа, но по преимуществу даже уменьшились из-за обуздания неистовств. Ибо так как мы, составляющие такое множество людей, усвоили из Его заповедей и наставлений то, что не должно воздавать злом за зло, что лучше перенести, нежели нанести обиду, что предпочтительнее свою кровь пролить, нежели чужой запятнать руки и совесть, то неблагодарный мир уже давно облагодетельствован Христом, благодаря Которому дикая ярость смягчилась и начала удерживать руки врагов от пролития крови родственных существ. И если бы все те, кто сознают, что они люди не по телесному виду, а по разумности, захотели в какой-то степени внять Его спасительным и умиротворяющим заповедям, и если бы они, вследствие гордости и высокомерного превозношения, не верили более своим чувствам, чем Его наставлениям, то давно уже весь мир, обратив употребление железа на более мирные занятия, жил бы вполне тихо и спокойно и находился бы в спасительном взаимном согласии, свято и ненарушимо соблюдая договоры"[7].

Киприан Карфгенский (? - 258):

"Смотри, дороги преграждены разбойниками; моря наполнены грабителями; военные лагери наполнены везде кровавыми ужасами. Вселенная обагрена кровью человеческой; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелью, когда совершается открыто"[8].

Григорий Нисский (ок 335 - 394)

"Посему, как господином чужой жизни быть тому для кого и своя – чужая? Но и он, если соделается нищ духом, взирая на Обнищавшего ради нас добровольно, и имея пред очами равночестие нашего естества, однородного с ним не поругает никаким плачевным зрелищем"[9].

Осада Антиохии. Миниатюра XV века. Крестовые походы стали серией крупных средневековых войн, в основном между христианами и мусульманами

Военная концепция

Ударом по пацифизму ранней Церкви стало превращение христианства в официальную религию Римской империи. Альтернативой христианскому пацифизму стала теория "справедливой войны", выдвинутая блаженным Августином в 5 веке и одобренная официальной церковной организацией. Более детально она была проработана Фомой Аквинским, а окончательный вид приняла у Франциско Суареса[10].

В результате если в начале IV века христиан в римской армии по сравнению с язычниками было незначительное количество, то спустя столетие император Феодосий II выпустил указ, разрешающий военную службу только христианам[11].

В Средневековье теория "справедливой войны" послужила основанием для организации крестовых походов.

Пацифизм в протестантизме

Родоначальники европейской Реформации были далеки от пацифизма: Лютер призывал травить и убивать восставших крестьян, Кальвин ввел чрезвычайно жесткий режим в Женеве. Пацифистские идеи стали высказываться представителями гуманизма и левого крыла Реформации: Эразмом Роттердамским и Себастьяном Франком[12].

Среди протестантских течений в качестве бескомпромиссной вероучительной установки (отрицающей теорию "справедливой войны") пацифизм был принят у части анабаптистов, меннонитов, квакеров и др. Например, квакеры считали, что в каждом человеке живет Святой Дух, следовательно, убийство, а тем более война, равноценны "богоубийству" (святотатству)[13].

Анабаптисты

Первыми бескомпромиссными пацифистами среди протестантов стали анабаптисты, жившие в одно время с Лютером и Цвингли и критиковавшие последних. Анабаптисты считали, что в Новом Завете Церковь противопоставляется окружающему обществу. Именно поэтому ранняя Церковь терпела гонения от римлян. Достигнутый же при императоре Константине компромисс между Церковью и государством, по мнению анабаптистов был предательством христианства. Они призывали Реформацию выйти за рамки, установленные Лютером[14].

Анабаптисты отвергали детское крещение, утверждая, что стать членом Церкви человек может только сознательно, а неосознанное крещение недействительно. Наконец, большинство первых анабаптистов были пацифистами, считая, что Нагорную проповедь следует понимать буквально, а те, кто считает невозможным соблюдение ее - демонстрируют слабость веры[15].

Лютер и Цвингли, по другим вопросам придерживающиеся достаточно радикальных взглядов, не одобрили взгляды анабаптистов на отношения Церкви и государства. Власти также ставили анабаптистам в вину их пацифизм, отвергающий наведение общественного порядка силовыми методами. В результате анабаптистов стали преследовать как католики, так и протестанты[16].

"Мученическую смерть приняли многие, возможно даже, что погибло больше людей, чем за три столетия гонений до эпохи Константина, - утверждает историк Хусто Гонсалес. - В разных землях и странах и в разных случаях анабаптистов казнили по-разному. Одних с садистским юмором топили в воде. Других сжигали на кострах, как и еретиков в предшествующие века. Третьих пытали до смерти или четвертовали. (...) И тем не менее ужесточение гонений лишь способствовало росту анабаптистского движения"[17].

Меннониты

Менно Симонс

На смену первому поколению анабаптистов, погибшему в гонения пришли "революционные анабаптисты", отвергавшие пацифизм. Им удалось путем вооруженной борьбы создать свою коммуну в городе Мюнстер, отличавшуюся беспримерно жестким режимом. Просуществов 14 месяцев коммуна была разгромлена объединенными протестантско-католическими войсками, возглавляемыми Мюнстерским епископом. Руководителей коммуны пытали и казнили.

Трагедию коммуны объясняли отходом анабаптистов от пацифизма вследствие неверия в возможность исполнять Нагорную проповедь Христа[18]. Новое течение анабаптистов возглавил Менно Симонс - бывший католический священник, перешедший в анабаптизм. Его последователей стали называть меннонитами.

Несмотря на преследования Менно много лет ездил по Нидерландам и Северной Германии с проповедями. Менно учил пацифизму, он также утверждал, что христианин не может присягать кому-либо и поэтому занимать посты, требующие присяги. Он заявлял о необходимости крещения только по вере и, следовательно, в сознательном возрасте. Он также проповедовал, что ни обряд крещения, ни причастие сами по себе не даруют благодати, а служат лишь внешним выражением взаимоотношений человека и Бога[19].

Позднее, в XVIII веке, спасаясь от преследований, меннониты эмигрировали в Россию, спустя еще несколько поколений многие из них перебрались в Америку.

Пацифизм и ЕХБ

Пацифизм набирает силу

В дореволюционной России пацифизм был свойствен ряду протестантских "сект", ставших впоследствии своеобразной базой для развития баптизма: духоборам[20], частично - молоканам[21], штундистам и др. Пацифизм являлся богословским кредо также повлиявших на русский баптизм немецких меннонитов-переселенцев[22], - последние даже стали единственной в России категорией населения, имевшей привилегию освобождения от воинской службы (с 1874 года, правда, меннонитов стали призывать в армию, но только в те команды, где они не были обязаны брать в руки оружие)[23]. В начале XX века на рост пацифизма среди верующие повлияло также учение писателя Л. Н. Толстого[24].

В результате пацифизм был всегда заметен в отечественном богословии баптистов и евангельских христиан[25].

"Дезертир". Антивоенный рисунок, изображающий Иисуса Христа перед расстрельной командой, состоящей из военнослужащих пяти европейских стран, участвовавших в Первой мировой войне, 1916

В то же время оба союза (баптистов и евангельских христиан) до Первой мировой войны обязывали (по крайней мере на уровне официальных вероучений) христиан нести военную службу. Так, в вышедшем в 1906 году "Вероучении русских евангельских христиан-баптистов" (принято Всероссийским съездом в Ростове-на-Дону 1905 года) говорилось: "Мы считаем себя обязанными, когда потребует нас к тому начальство, нести повинности военной службы"[26]. В вероучении ВСЕХ, составленном И. С. Прохановым в 1909 году): "Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе". В также имеющем хождение во ВСЕХ "Кратком вероучении христиан евангельского исповедания, приемлющих водное крещение по вере (именуемых иногда баптистами)", составленном И. В. Каргелем в 1913 году: "Воинскую повинность мы отбываем по призыву законной власти, но молимся усердно о мире всего мира"[27].

Более того, в начале Первой мировой войны среди верующих, как и в целом в российском обществе, наблюдался патриотический подъем. В. В. Иванов писал в журнале "Баптист" в 1914 году:

"Отрадно ... отметить то неописуемое воодушевление, с которым отнеслись наши братья-сектанты к делу помощи раненным воинам, а равно и к делу помощи тем, кто сражается на позициях за целость и честь нашей дорогой Родины и за защиту нас от тяжелой и мрачной угрозы высокомерных немцев и жестоких турок. При первых кликах военной брани наши братья-сектанты встрепенулись со всем русским народом. Разница в вероучении перестала отделять от нас великую русскую семью. Почуяв грозную опасность порабощения нашей Родины немцами, - вышли мы в рядах армии - против вторгшегося неприятеля, а дома - на помощь воинам на заготовке теплого белья для отсылки на позиции и по организации лазаретов"[28].

Однако в целом по результатам Первой мировой войны, революций и гражданской войны пацифизм среди верующих только усилился[29]. По данным министерства внутренних дел Временного правительства с начала Первой мировой войны до 1 апреля 1917 года от несения воинской службы отказалось 114 российских баптистов[30]. Тот же журнал "Баптист" в 1917 году опубликовал подробную инструкцию для общин, как добиваться освобождения от службы ранее призванных на войну проповедников[31].

"Можно утверждать, что под воздействием учения Толстого, атмосферы мировой войны и революции в сознании большинства баптистов, евангельских христиан и адвентистов произошли существенные подвижки, приведшие к признанию пацифизма в качестве неотъемлемого кредо веры", - считает историк А. И. Савин[32]. Схожего мнения придерживается историк Вальтер Заватски, утверждая, что в начале 1920-х годов по меньшей мере половина евангельских верующих были последовательными пацифистами[33].

Пацифистский догмат

Итогом роста пацифистских настроений стала резолюция Всероссийского объединенного съезда евангельских христиан и баптистов (1920 г.), принятая по предложению М. Д. Тимошенко:

"Считая ... участие евангельских христиан баптистов в пролитии человеческой крови при всяком государственном строе преступлением против совести и точного учения и духа Св. Писания, равно признавая для евангельских христиан баптистов невозможным как брать оружие в руки, изготовлять такое для военных целей во всех его видах, так и обучаться военному делу, что будет равносильно прямому участию в кровопролитии - Всероссийский съезд единогласно постановляет: руководствуясь своим внутренним убеждением и опытом на основании учения Евангелия всякий евангельский христианин баптист должен считать своей Священной обязанностью открыто отказываться от военной службы во всех ее видах, стремясь всем сердцем быть верным последователем Того, Кто учит всепрощению и любви"[34].

Декрет "Об освобождении от воинской повинности"

Подобные свидетельства выдавались верующим, освобожденным от военной службы

В первые годы Советской власти на фоне активной борьбы с РПЦ, как "оплотом старого режима", часть большевистских руководителей во главе с В. И. Лениным и «экспертом по сектантам» В. Д. Бонч-Бруевичем по выражению Л. Н. Митрохина «заигрывала»[35] с протестантами, стараясь использовать их в своих целях.

Так, 4 января 1919 г. Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял декрет «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям», предусматривавший освобождение от военной службы людей, считавших для себя невозможным нести военную службу по религиозно-этическим мотивам, и замену ее альтернативной "санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях, или иной общеполезной работой по выбору самого призываемого". По мнению историка А. И. Савина, принятие такого декрета "стало возможным благодаря иллюзорным представлениям части большевистского руководства, в первую очередь В. И. Ленина и В. Д. Бонч-Бру­е­­вича, о «сектантстве» как носителе идей социального и экономического равенства и слое населения, наиболее склонном к восприятию и усвоению коммунистических идей"[36].

Однако практически сразу после принятия этого декрета, руководители большевиков сделали выводы о крайней нежелательности поощрения пацифизма[37]. После принятия декрета в протестантские общины хлынул поток молодежи призывного возраста, уклоняющейся от службы в Красной Армии. Были случаи, когда пацифистами по религиозным убеждениям объявляли себя жители целых деревень, а также участники Первой мировой войны и даже офицеры, ранее награжденные георгиевскими крестами за личное мужество[38]. Уже в 1920 году году большевистское руководство приняло меры к дезавуированию этого декрета при помощи циркуляров Народного комиссариата юстиции (НКЮ) и декрета СНК РСФСР от 14 декабря 1920 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»[39].

Тем не менее в отношении баптистов и евангельских христиан декрет применялся до 5 ноября 1923 года, - момента издания циркуляра НКЮ РСФСР № 237 "О порядке разбора дел об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям". Это документ признавал право на освобождение от воинской службы только за теми конфессиями, в чьем вероучении догмат о пацифизме существовал еще при царизме (такими были признаны духоборы, меннониты, молокане и "нетовцы")[40]. По данным В. Д. Бонч-Бруевича, за пять лет действия декрета, на его основании освобождение от воинской службы получили 657 человек[41].

Борьба государства с пацифизмом

Антирелигиозная карикатура

С конца 1922 года рост протестантов стал вызывать серьезные опасения большевиков. В это время была создана Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — ВКП(б), занимавшаяся координацией и воплощением в жизнь антирелигиозной политики государства. Вопрос о воинской повинности был решено использовать для внесения раскола и сумятицы в ряды верующих.

Евангельские христиане

Протокол общего собрания Владивостокской общины ЕХ по приезду уполномоченного ВСЕХ Е. Н. Раевского, где обсуждался военный вопрос, 1932 год. Даже несмотря на начавшиеся репрессии находились верующие, которые открыто выступали за пацифизм

5 апреля 1923 года был арестован лидер евангельских христиан И. С. Проханов, выступивший в 1922 году с антивоенным призывом к христианам всего мира[42]. Секретарь Антирелигиозной комиссии чекист Е. А. Тучков решил воспользоваться арестом Проханова, чтобы склонить его к принятию антипацифистского воззвания[43][44]. В тюрьме Проханова посетил один из ближайших помощников, А. Л. Андреев, сообщивший, что оставшиеся на свободе руководители евангельских христиан в принципе готовы к такому шагу. Проханов сдался[45].

В июле лидеры евангельских христиан - И. С. Проханов, А. Л. Андреев, Ф. С. Савельев, В. Т. Пелевин подписали текст Послания Высшего Совета ВСЕХ "Всем общинам и всем отдельным братьям евангельским христианам, проживающим в СССР" о полной политической лояльности советской власти. Текст был опубликован в газете "Известия": "Мы призываем всех наших братьев работать искренно и беспрекословно во всех советских, военных и гражданских учреждениях республики, а также нести службу в Красной армии"[46]. Предыдущие пацифистские заявления Проханова авторами Послания были отнесены исключительно к иностранным верующим, которые "по своей несознательности… до сих пор еще защищают интересы капитала". В Послании сообщалось, что отказ христианина от военной службы повлечет его исключение из общины[47]. Это Послание вызвало большое возмущение среди верующих[48].

С разрешения властей 1-10 сентября 1923 года в Петрограде прошел IX съезд Всесоюзный съезд евангельских христиан, которому, по замыслу Тучкова, предстояло утвердить антипацифистские утверждения Послания[49]. Позднее Тучков утверждал в своем отчете о работе за 1923 год, что Проханов, столкнувшись на съезде с несогласием большинства делегатов, был готов признать свое Послание "ошибкой". Однако, со слов Тучкова, используя присутствие на съезде осведомителя, Проханова удалось отговорить от этого шага, как подрывающего его авторитет. В результате подавляющее большинство делегатов проголосовало за антипацифистскую резолюцию, признававшую отбывание воинской повинности "оброком", обязательным к исполнению верующими[50]. Однако группа делегатов съезда не приняла этого решения и стала рассылать по общинам письмо, указывающее на нехристианский поступок съезда. В ответ, со слов Тучкова, сторонники Проханова обратились с просьбой ликвидировать эту группу, в результате чего ГПУ арестовало и выслало одного из ее лидеров[51]. По-мнению религиоведа Л. Н. Митрохина, в своем отчете чекист Тучков кое-где приукрасил свои заслуги в умении находить общий язык с лидерами протестантов, однако в целом картина происходившего "представляется весьма правдоподобной"[52].

Антипацифистское решение съезда вызвало брожение среди верующих, часть общин евангельских христиан на местах перешла к баптистам.

Ф. С. Савельев и Красноворотская община

Один из четырех подписантов июльского Послания Высшего Совета ВСЕХ "Всем общинам и всем отдельным братьям евангельским христианам, проживающим в СССР" - основатель и пресвитер московской церкви евангельских христиан Ф. С. Савельев (его церковь позднее получила название "Красноворотская" - по названию места, где они собирались), позднее отозвал свою подпись и, чувствуя вину, сложил с себя обязанности пресвитера[53]. О своем решении он уведомил руководство ВСЕХ и газету "Известия". 14 декабря 1923 Савельев был арестован и выслан на 3 года в Соловецкий лагерь. После отбытия наказания в 1927 году он вновь был арестован и выслан на Север.

Его община 22 декабря 1923 года направила во ВСЕХ, в органы власти и редакции газет "Известия" и "Безбожник" заявление (за подписями 109 членов общины) о своем несогласии с июльским Посланием ("заявляем, что по нашей христианской вере и религиозным убеждениям участвовать... в делах, связанных с человекоубийством мы не можем"). На следующий день, 23 декабря, община приняла решение о выходе из ВСЕХ, не согласившись с решением съезда[54]. Позднее, в ходе сталинских гонений, из состава этой общины было репрессировано 117 человек[55].

Баптисты

Добившись удовлетворительной резолюции съезда евангельских христиан, Антирелигиозная комиссия стала готовиться к XXV Всесоюзному съезду баптистов, намеченному на декабрь 1923 года. По информации Тучкова, Коллегия Союза баптистов, в лице пацифистов П. В. Павлова, М. Д. Тимошенко и др. намеревалась принять пацифистскую резолюцию[56]. Не желая этого допустить и не имея возможности, как в случае с Прохановым, действовать "сверху", Антирелигиозная комиссия и ГПУ стали действовать "снизу". 13 ноября Антирелигиозная комиссия поручила ГПУ развернуть в общинах баптистов на местах кампанию против Коллегии, обвиняя в "антисоветском и антимилитаристическом поведении и нежелании созывать Всероссийский съезд"[57].

Съезд проходил в нервной обстановке. В упомянутом выше отчете Тучкова о своей работе за 1923 год сообщается, что бывшие среди делегатов осведомители чекистов, стали настаивать на "положительной" (с точки зрения Антирелигиозной комиссии) антипацифистской резолюции[58]. 5 декабря 1923 года, выслушав доклад Тучкова о ситуации на съезда, комиссия поручила ему "в случае вынесения съездом резолюции по военному вопросу в отрицательном смысле, то таковой съезд расколоть на две части и постараться отколовшихся милитаристов слить с евангелистами"[59]. В ходе работы съезда были арестованы 11 делегатов (по другим сведениям - 21[60]), наиболее решительно отстаивавших пацифизм (в их числе М. Д. Тимошенко, Н. А. Левинданто, В. В. Скалдин, И. Н. Шилов и др.), из них 6 человек позднее были осуждены на 2 года каждый и высланы на Соловки, в Сибирь и Туркестан. Чтобы избежать раскола, съезд принял компромиссную резолюцию, признав, что "определение своего отношения к способу выполнения воинской повинности предоставляется лично совести каждого"[61].

После съезда была проведена кампания в региональных союзах баптистов, входящих в Союз баптистов СССР. Решения о признании воинской повинности за обязанность христианина были вынесены 14 Кавказским съездом, Дальневосточным, Закавказским, Пленумом Совета Украинского союза, Советом Сибирского отдела, Среднеазиатского, а также Омской общиной[62].

Повторная попытка заставить баптистов официально отказаться от пацифизма на уровне всего СССР была предпринята на XXVI Всесоюзном съезде баптистов, прошедшем в Москве 14-18 декабря 1926 года. За неделю до съезда были арестованы твердо стоящие на пацифистских позициях руководители Северного союза баптистов - вернувшийся из ссылки И. Н. Шилов, А. П. Петров, а также благовестник Северного союза И. Я. Леварт[63]. Как следует из протоколов Антирелигиозной комиссии, съезд проходил под контролем чекистов[64]. Официальными докладчиками по "военному вопросу" выступили П. В. Иванов-Клышников и Я. Я. Винс - оба высказались за обязательность несения воинской повинности для христиан[65]. После обсуждения съезд (221 голосом против 9) отменил постановления съездов 1920 и 1923 годов относительно воинской повинности и постановил вернуться в этом вопросе к "Вероучению русских евангельских христиан-баптистов" (принятому Всероссийским съездом в Ростове-на-Дону 1905 года), где говорилось: "Мы считаем себя обязанными, когда потребует нас к тому начальство, нести повинности военной службы"[66].

Северный союз

Руководители Северного союза баптистов, арестованные накануне Всесоюзного съезда были отпущены в феврале 1927 года. На одном из совещаний Правления Северного союза было принято решение о проведении своего съезда с обсуждением вопроса об обязательности для верующих службы с оружием в руках. Начало съезда было назначено на 1 июня 1927 года. За день до съезда 11 делегатов были вызваны в ГПУ где с каждым из них была проведена беседа о необходимости согласиться с антипацифистской резолюцией 26-го Всесоюзного съезда[67].

Несмотря на давление, съезд после трехдневного обсуждения принял резолюцию:

"Если христианин подлежащий отбыванию воинской повинности убежден, что можно вступать в Армию и нести службу наравне со всеми гражданами, то мы должны все же считать его своим братом и иметь с ним общение. Если же кто из членов убежден, что не может нести военной службы, то мы не имеем права насиловать его убеждения и совесть"[68].

По окончании съезда, в июне-июле 1927 года было арестовано все Правление Северного союза: Шилов Иван Никитович, Петров Алексей Петрович, Леварт Иван Яковлевич, Мамулин Василий Васильевич, Алексеев Григорий Иванович. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 13 января 1928 года осудило каждого к 3 годам концлагерей по ложному обвинению: "Северный Союз баптистов проводил в жизнь заграничные директивы, ведя агитацию за отказ служить в армии, получая за это вознаграждение"[69].

Репрессированные за пацифизм

Некоторые из евангельских христиан и баптистов, подвергшихся репрессиям за пацифистские убеждения:

Отношение к пацифизму ВСЕХБ и РС ЕХБ

Пресвитер Московской центральной церкви ЕХБ М. В. Фадин - Церковь и военная служба (проповедь)

В более позднее время пацифизм не был доминирующим учением крупнейших евангельско-баптистских союзов страны - ВСЕХБ и РС ЕХБ.

В годы Второй мировой войны уцелевшие в гонениях евангельские лидеры неоднократно обращались к верующим с воззваниями о необходимости с оружием в руках участвовать в войне. Так, на шестой день войны, 28 июня 1941 года ВСЕХ выступил с обращением, где говорилось: "Пусть и в наших теперешних рядах не будет ни одного отказчика от военной службы, в каком бы виде она не была нам предложена. Пусть окончательно прозреют те одиночные братья, которые по неведению и заблуждению своему отказываются от службы в Красной Армии, а люди, толкающие их к этому, не имеют ничего общего с Божиим учением"[70].

Несмотря на это в годы войны 837 баптистов и евангельских христиан отказались от призыва в армию в связи с религиозными убеждениями[71]. По мнению историка Вальтера Заватски, ВСЕХБ еще во время Второй мировой войны "попытался "переписать" историю евангелических христиан, изъяв из нее все упоминания о пацифизме". С этой целью, считает Заватски, председатель ВСЕХБ Я. И. Жидков старался представить Проханова сторонником военной службы и даже приписывал ему антипацифистские заявления[72].

В 1945 году власти разрешили недавно созданному из остатков старых союзов ВСЕХиБ издавать свой собственный официальный журнал "Братский вестник". В первом же номере журнала, в первой же, после редакторского предисловия, статье говорилось: "Служением родине является честное несение христианином военной службы. В данном вопросе двух мнений быть не может. Христианин, любящий свою родину, должен защищать ее с оружием в руках"[73].

На съезде 1966 года в качестве официального вероучения ВСЕХБ было утверждено созданное в 1913 году Вероучение И. Г. Каргеля, в котором пацифистский вопрос не затрагивался, однако говорилось: "Мы веруем и исповедуем, что всякий истинный христианин должен быть самым верным гражданином своего государства и покорным подданным власти, повинующимся ей "не только из страха наказания, но и по совес­ти" (Рим.13:5). Мы исповедуем с апостолом: "всякая душа да будет по­корна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим.1З:1). Поэтому мы считаем своим преимуществом отдавать всякому должное (Рим.13:7), не противиться (Рим.13:2), не делать зла, а напротив, добро (Рим.13:3-4), и совер­шать молитвы, прошения, моления и благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1Тим.2:1-4)".

На протяжении длительного времени ВСЕХБ продолжал стоять на твердых антипацифистских позициях. Так, в 1970 году заместитель генерального секратаря ВСЕХБ А. И. Мицкевич выступил на страницах "Братского вестника" с пространной статьей "Как освещает Слово Божие вопрос об отношении верующих к военной службе", в которой утверждал, что "отказывающиеся от воинской службы не имеют достаточных оснований в Слове Божьем... они приходят к ложным убеждениям и наносят вред себе и Родине"[74].

В 1980 году в журнале "Братский вестник" был опубликован для обсуждения проект нового вероучения ЕХБ, в котором говорилось: "Как граждане своей страны мы считаем себя обязанными "отдавать всякому должное", в том числе и отбывать воинскую повинность Лк.3:14, Деян.23:12-23, 1Пет.2:13-14, Рим.13:1-7"[75]. Однако моменту принятия вероучения на 43 съезде ЕХБ в 1985 году этот пункт исчез и вопрос о военной службе отсутствовал, хотя верующие и призывались "повиноваться власти "не только из страха наказания, но и по совести""[76].

В настоящее время в РС ЕХБ христианский пацифизм относится к вопросу личных убеждений верующего. "Пацифизм и баптизм - не синонимы. Одни баптисты брали в руки оружие, другие - не брали. ... Когда члены наших Церквей спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами", - утверждал в 2004 году в интервью газете "НГ-религия" председатель РС ЕХБ Ю. К. Сипко[77].

Надо отметить, что вопреки распространенному мнению об официальном пацифизме СЦ ЕХБ, этот пункт в их вероучении отсутствует[78].

См. также

Зазейское восстание

Примечания

  1. Верклер Генри - Герменевтика. Глава 5. Теологический анализ. Раздел "Эпигенетическая модель"
  2. Жидков Я. И., Голяев М. И., Орлов М. А., Карев А. В., Малин П. И. - Всем общинам евангельских христиан и баптистов в СССР // Братский вестник №3 1945 С. 52
  3. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том I. "Библия для всех" СПб, 2001 С.30
  4. Статья "Религиозный пацифизм" - Христианство: Словарь. /Под ред. Л. Н. Митрохина — М: Республика, 1994. — С. 393
  5. Ипполит Римский - Апостольское предание. 16. О делах и занятиях (Текст приводится по изданию: Отцы и учителя Церкви III века. Антология. Т. II. М., 1996. С. 243-260)
  6. Тертуллиан - Об идолополклонстве. Глава 19. Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1994. С. 249-270.
  7. Арнобий - Семь книг против язычников. Под ред. А. Д. Пантелеева. СПб. Издательство С-Петербургского университета. 2008. ISBN 978-5-288-04692-6 Книга 1. Глава 6. С.127-128
  8. Киприан Карфагенский - Письмо к Донату, о благодати Божией. Творения святаго священномученика Кипрiана, епископа Карфагенскаго. Часть I: Письма. - Издание второе. – Киев: Типография Корчак-Новицкаго, 1891
  9. Григорий Нисский - О блаженствах. Слово 1. Творения святого Григория Нисского, ч.2. М.,1861
  10. Статья "Религиозный пацифизм" - Христианство: Словарь. /Под ред. Л. Н. Митрохина — М: Республика, 1994. — С. 393-394
  11. Прохоров Константин - О христианском пацифизме
  12. Статья "Религиозный пацифизм" - Христианство: Словарь. /Под ред. Л. Н. Митрохина — М: Республика, 1994. — С. 394
  13. Статья "Религиозный пацифизм" - Христианство: Словарь. /Под ред. Л. Н. Митрохина — М: Республика, 1994. — С. 394
  14. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.30
  15. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.31
  16. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.31
  17. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.32
  18. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.33
  19. Гонсалес Хусто Л. - История христианства. Том II. "Библия для всех" СПб, 2002 С.33
  20. Митрохин Л. Н. - Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 201
  21. Иванов М. В. - Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов в XIX - начале XX вв. С.64
  22. Иванов М. В. - Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов в XIX - начале XX вв. С.64
  23. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 73
  24. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 74
  25. Иванов М. В. - Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов в XIX - начале XX вв. С.64
  26. Вероучение русских евангельских христиан-баптистов. Ростов-на-Дону, 1906 С.15
  27. Краткое вероучение христиан евангельского исповедания, приемлющих водное крещение по вере (именуемых иногда баптистами). Севастополь. - С.8
  28. Иванов В. В. - На помощь раненным воинам // Баптист №15-16, 1914 С.18
  29. Иванов М. В. - Становление и первоначальное развитие богословских воззрений российских евангельских христиан-баптистов в XIX - начале XX вв. С.64
  30. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 74
  31. Непраш И. В. - Об освобождении проповедников от военной службы // Баптист №3, 1917 С.48
  32. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 74-75
  33. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. — М., 1995. — С. 131. ISBN 0-8361-1238-5-RUS
  34. Отчет Всероссийского Съезда Евангельских Христиан Баптистов, состоявшегося в г. Москве с 27 мая по 6 июня 1920 г. С.24 // Архив РС ЕХБ
  35. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 361
  36. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 73
  37. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 76
  38. Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 64. ISBN 978-5-94380-081-8
  39. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 77-78
  40. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 82
  41. Савин А.И. Альтернативная гражданская служба в советской России в 1920–1930-е годы: нормативно-правовое поле и практическая организация // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск, 2009. С. 82
  42. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. — М., 1995. — С. 132. ISBN 0-8361-1238-5-RUS
  43. Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004
  44. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 362, 368
  45. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. — М., 1995. — С. 132. ISBN 0-8361-1238-5-RUS
  46. Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 83. ISBN 978-5-94380-081-8
  47. Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004
  48. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. — М., 1995. — С. 132-133. ISBN 0-8361-1238-5-RUS
  49. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368
  50. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368
  51. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368
  52. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368-369
  53. Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 84. ISBN 978-5-94380-081-8
  54. Историко-аналитический отдел МСЦ ЕХБ - "Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые десятилетия 1917 - 1937 гг. в истории евангельского и баптистского движений", 2008. С. 109-112
  55. Хорев В. М. - 90-летие Красноворотского движения: 1923-2013 гг. // Хроника жизни Московской церкви МСЦ ЕХБ в Царицыно 2012-2013 гг. С.81
  56. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368
  57. Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004
  58. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 368-369
  59. Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004
  60. Историко-аналитический отдел СЦ ЕХБ - "Церковь должна оставаться церковью", 2008, С.42
  61. Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 86. ISBN 978-5-94380-081-8
  62. 26-ой Всесоюзный съезд баптистов СССР (Протоколы и материалы) //Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва. 1927. С. 12
  63. Шнайдер И. В. - "Странник Христов. Алексей Петрович Петров (1885 - 1961)". Штайнхаген, Samenkorn, 2014 ISBN 978-3-86203-119-1 С.20
  64. Савин А.И. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) – ВКП(б) и евангельские церкви в 1922 – 1929 гг. // Государство и личность в истории России. Материалы региональной научной конференции. Новосибирск, 2004
  65. 26-ой Всесоюзный съезд баптистов СССР (Протоколы и материалы) //Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва. 1927. С. 104-137
  66. 26-ой Всесоюзный съезд баптистов СССР (Протоколы и материалы) //Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва. 1927. С. 12-13
  67. Петров А. П. - "Воспоминания изгнанника за правду" // Историко-аналитический отдел МСЦ ЕХБ - "Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые десятилетия 1917 - 1937 гг. в истории евангельского и баптистского движений", 2008. С. 377
  68. Петров А. П. - "Воспоминания изгнанника за правду" // Историко-аналитический отдел МСЦ ЕХБ - "Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые десятилетия 1917 - 1937 гг. в истории евангельского и баптистского движений", 2008. С. 377
  69. Историко-аналитический отдел МСЦ ЕХБ - "Церковь должна оставаться Церковью. Необратимые десятилетия 1917 - 1937 гг. в истории евангельского и баптистского движений", 2008. С. 104
  70. Обращение ВСЕХ 28 июня 1941 года. Архив РС ЕХБ
  71. Филатов С.Б., Р Лункин.Н. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. Второй / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов - М.: Логос, 2003.-480 с. Номер ISBN 5-94010-209-3 С.154
  72. Заватски Вальтер - Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. — М., 1995. — С. 135. ISBN 0-8361-1238-5-RUS
  73. "Христианин и родина" // "Братский вестник", №1, 1945, С.7
  74. Мицкевич А. И. - "Как освещает Слово Божие вопрос об отношении верующих к военной службе" // "Братский вестник" №3 1971 С.69
  75. Братский вестник, 1980, №4 С.52
  76. Вероучение ЕХБ 1985 года // “Братский Вестник” N2, 1992 г.
  77. НГР - "Граждане баптисты", 2004
  78. "Об освящении. Вероучение. Устав МСЦ ЕХБ" // Издание Международного совета церквей ЕХБ. 2006 г.