Проханов, Иван Степанович

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск

Статья из Википедии. Нуждается в доработке и расширении --Admin (обсуждение) 03:33, 18 мая 2013 (MSK)

Иван Степанович Проханов

Проханов Иван Степанович (1869—1935) — пресвитер, миссионер, проповедник, духовный поэт, политик. В 1908—1928 руководитель Всероссийского союза евангельских христиан. Основатель христианско-демократической партии «Воскресение» (1917). Отец русского ботаника-систематика Я. И. Проханова, брат деда русского писателя А. А. Проханова. С 1928 в эмиграции.

Биография

Проханов Степан Антонович

И. С. Проханов родился 17 апреля 1869 г. в г. Владикавказе. Его отец, Степан Антонович Проханов, принадлежал к общине молокан, но в 1875 году присоединился к группе баптистов. В ноябре 1886 г. к этой же общине присоединился и сам Проханов.

С 1888 году в период обучения в Технологическом институте Санкт-Петербурга, Проханов активно участвует в деятельности движения евангельских христиан, среди которых выдвигается в лидеры. В условиях преследований со стороны правительства Александра III, в 1895 г. Проханов выезжает за границу, где получает богословское образование в баптистском колледже в г. Бристоле (Англия), а также Конгрегациональном колледже в г. Лондоне. Кроме того, он провел по полгода в Берлинском и Парижском университетах, где также изучал богословие.

С 1901 г. вновь служит в Санкт-Петербурге. Редактирует и издает несколько сборников духовных песен, организует правовую защиту преследуемых евангельских общин, начинает выпускать периодические издания — христианские газеты и журналы.

В 1909 году в ходе состоявшейся в Санкт-Петербурге конференции объявляется о создании Всероссийского союза Евангельских христиан, президентом которого был избран Проханов.

На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 г. ВСЕХ вошел во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.

После революции 1917 г. Проханов, несмотря на гибель в годы Гражданской войны жены и потерю в 1926 г. сына, продолжил свою деятельность в качестве руководителя ВСЕХ до 1928 года, когда был вынужден покинуть страну в условиях возобновившихся репрессий против религиозных лидеров. [1]

За рубежом продолжал литературно-публицистическую работу, занимался организацией Всемирного союза евангельских христиан.

Умер 6 октября 1935 года в г. Берлине.

Руководство евангельским движением

Иллюстрация из журнала "Христианин" №8 за 1925 год

Основной задачей, которую ставил Проханов перед собой и перед руководимым им движением евангельских христиан была миссионерская работа среди народов России.

Сам И. С. Проханов утверждал: «Каким бы величественными и помпезными ни были служение и ритуалы, и какими бы прекрасными ни были древние храмы, если народ не знает Слова Божьего и не живет согласно Библии, то и не может быть настоящей духовной жизни среди русских людей».[2]

С июня 1902 года по инициативе Проханова евангельскими христианами начата активная миссионерская кампания, в рамках которой проповедники были направлены в отдаленные районы страны, включая Крайний Север, а несколько миссионеров убыли даже в Китай и Индию.
С этого времени и до 1928 года союз евангельских христиан поддерживал не менее 600 миссионеров, трудившихся по всей России и зарубежью.

Христианское мировоззрение Проханова отличалось социальной направленностью. Еще до революции он организовал хозяйственную артель в Крыму. Но особенно активно была развернута хозяйственная деятельность евангельских верующих после революции 1917 года, когда началось активное формирование евангельских сельхозпредприятий, некоторые из которых продолжали работать до начала массовой коллективизации.

Большое внимание уделял Проханов христианскому образованию. В 1913 году по его инициативе были открыты библейские курсы проповедников-евангелистов, фактически ставшие первой протестантской богословской школой в России с обучением на русском языке. Указанные курсы, преобразованные в 1922 году в библейскую школу, продолжали функционировать до 1929 года

Литературная деятельность

Первая полоса номера газеты "Утренняя звезда" с портретом Проханова и статьей, посвященной 35-й годовщине его служения

В 1902 году И. С. Проханов завершает работу над первым сборником духовных песен евангельских христиан «Гусли» и издает его в одном из издательств г. Санкт-Петербурга тиражом 20 тыс. экземпляров, которые практически сразу расходятся по общинам.

Впоследствии им же издан еще ряд стихотворных и песенных сборников, в которые, помимо переведенных с иностранных языков классических протестантских гимнов, вошли работы отечественных поэтов. Именно собранные Прохановым гимны до настоящего времени составляют основу сборников духовных песен («Песнь Возрождения» и другие), используемых в русскоязычных общинах евангельских христиан и баптистов всего мира.

Самим Прохановым было написано и издано свыше 600 стихотворений духовного содержания.

С января 1906 года начинается издание журнала «Христианин», который в дальнейшем выходил с небольшими перерывами до конца 1928 года.

С января 1910 года началось издание газеты «Утренняя звезда», также духовно-нравственной направленности.

В эмиграции пишет и издает автобиографическое произведение «В котле России», где излагает свой взгляд на историю и перспективы движения евангельских христиан в России и СССР.

Проханов как проповедник

Проповедь о смысле жизни:


Высказывания о Проханове

Л. Н. Митрохин так охарактеризовал Проханова:

По своей целеустремленности, уверенности в успехе своего миссионерского призвания, по организаторской хватке он был фигурой уникальной. Его не привлекала рядовая проповедническая деятельность. Россия, повторял он, представляет собой "духовное кладбище или долину сухих костей". Но русский народ находится накануне восстания - "это будет подлинное воскресенье, духовное обновление и реформация". Именно такое "созидание духовного дома из живых камней" призвана осуществлять новая Евангелическая церковь, и именно делу освобождения своего народа он решил посвятить всю свою жизнь - такой лейтмотив его автобиографии.

Энергия Проханова была поистине неисчерпаемой. Ему было тесно в рамках немногочисленного объединения. Он постоянно создавал новые союзы, организации, издания курсы и школы, издал не менее 10 сборников духовных гимнов, свыше тысячи (!) из них написал сам ("поэзия слетала с моего пера, как живой цветок") составил вероисповедание ЕХБ, написал сотни статей, обращений, проектов. Еще до Октября он налаживал связи с Милюковым и Витте, баллотировался в Государственную Думу, в начале 20-х годов пошел на контакты с "обновленцами", чем вызвал неподдельный гнев в баптистском стане, неутомимо разыскивал зарубежных спонсоров. Его авторитарные методы, не всегда предсказуемые поступки смущали и раздражали более степенных и уравновешанных коллег, порождая доплнительные трения между союзами, несмотря на постоянные заверения во взаимной любви".[3]

Литература

Произведения Проханова:

  • Автобиография. Евангельская вера, 1934.
  • In the cauldron of Russia 1869-1933, New York: All-Russian Evangelical Christian Union, 1933 [[1]]
  • В котле России, Чикаго. Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992.[[2]]
  • Закон и вера, СПб.: Изд. тов.-во Радуга, 1912
  • Записка о правом положении евангельских христиан; а также баптистов и сродных им христиан в России., Изд. Всерос. Союза Еванг. христиан, 1913, СПб., 56 с. (СБ ЦИА).
  • О возложении рук и рукоположении: к 3 всероссийскому съезду евангельских христиан, СПб.: Изд. тов.-во Радуга, 1912


Книги о Проханове

  • Попов В. А. И.С.Проханов. Страницы жизни., СПб., "Библия для всех", 1996.

См. также

Проханов, Александр Степанович

Евангельск (город Солнца), градостроительный проект

Евангельские христиане

Воскресение, христианско-демократическая партия

Союз свободы, истины и мира (политическая партия)

Всемирный союз евангельских христиан

Примечания

  1. И. Проханов. В котле России. — Чикаго.: ВСЕХ, 1992
  2. Там же с. 161
  3. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность: (Филос.-социол. очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. С.373