Каргель, Иван Вениаминович

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов
Перейти к: навигация, поиск
Иван Вениаминович Каргель
Kargel.jpg
Дата рождения: 1849
Место рождения: город Тифлис
Дата смерти: 1937
Место смерти: с. Бережки Сумской области, Украина
Род деятельности: пресвитер, миссионер тюремной миссии, богослов
Гражданство: Российская империя


Иван Вениаминович Каргель (нем. Johann Gerhard Kargel) (1849—1937) — духовный писатель, экзегет, богослов, пресвитер Петербургской церкви евангельских христиан, служитель тюремной миссии. Автор составленного в 1913 году "Краткого изложения вероучения евангельских христиан", которое в 1966 году стало официальным вероучением ВСЕХБ.

Ведущий советско-российский религиовед, доктор философских наук Л. Н. Митрохин охарактеризовал Каргеля как "крупнейшего теолога" в российском евангельско-баптистском движении[1].

Биография

Иван (Иоганн) Каргель родился в 1849 году в семье немецких колонистов, живших в Грузии. По словам историка М. С. Каретниковой, "в мире не было такого места, которое он мог бы назвать своей родиной, в самом первом, не переносном смысле этого слова",[2] поскольку родители Каргеля и до и после его рождения часто меняли место жительства.

Его мать, по национальности армянка, дала сыну хорошее воспитание. Сведений о его отце не сохранилось.

Обращение к Богу, по свидетельству В. Г. Павлова, он пережил в городе Тифлисе (ныне Тбилиси).[3] В 20-летнем возрасте его крестил Никита Исаевич Воронин.

В Германии он получает профессиональное образование инженера-механика. Кроме того, по приглашению Иоганна Онкена Каргель проходит обучение в Гамбургской библейской школе. По окончании школы его рукополагают на пасторское служение в немецкой баптистской церкви в городе Сорочине на Волыни.

В 1875 году Каргель переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он работает по специальности и руководит общиной немецких баптистов. За пять лет (1875-1880) община вырастает с 34 до 100 человек.[4]

В Петербурге Каргель знакомится с Василием Пашковым. По его приглашению Каргель проповедует на собраниях пашковцев, не оставляя своей общины. По свидетельству С. П. Ливен, хотя Каргель прибыл в Петербург уже верующим, он "всегда считал Василия Александровича Пашкова своим духовным учителем и отцом во Христе"[5].

В 1880 году он женится на Анне Александровне, сестре в Господе, с которой познакомился на собраниях пашковцев. В дальнейшем она родит ему четырёх дочерей.

В том же году он посещает Тифлис вместе с одесским пресвитером Либихом, здесь они рукополагают В. Г. Павлова на пресвитерское служение. Наконец, в том же 1880 году он, по просьбе немецких баптистов, основывает общину в городе Рущук (Болгария) и становится ее пресвитером. Его служение здесь длится до 1884 года. [6]

В 1884 году Каргель участвует в двух исторических евангельских съездах. Сначала - в Съезде евангельских христиан, баптистов и штундистов в Санк-Петербурге, созванного В. А. Пашковым и М. М. Корфом.[7] А затем - в качестве заместителя председателя в Первом съезде русских, украинских и немецких баптистов в селе Нововасильевка Таврической губернии. На этом съезде был создан Союз русских баптистов.

После изгнания из России Василия Пашкова и Модеста Корфа, Каргель возвращается в Петербург, где возглавляет "осиротевшую" общину пашковцев. В этом деле особое усердие проявили верующие петербуржские аристократки Черткова, Гагарина и Ливен. Ливен предоставила ему квартиру в своем доме на Морской улице, где в залах происходили собрания евангельских христиан. Кроме того, собрания бывали в доме Пашкова в Ломанском пер. и на Васильевском острове, в доме Чертковой.[8]

С 1887 года Каргель совершает поездки по России вместе с проповедником Фридрихом Бедекером, переводя, по необходимости, его проповеди.[9] В 1889-1891 годах Каргель с Бедекером едут с проповедью Евангелия по тюрьмам - от Петербурга до Сахалина. Более 40 тысяч заключённых услышали от них весть о Христе, и 12 тысяч Евангелий ими было роздано.[10]. Эта поездка описана в книге И. В. Каргеля "От края до края земли".

В 1903 году Каргель принимает участие в работе Первого европейского конгресса баптистов в Берлине, а в 1905 году — в Первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне, где был создан Всемирный баптистский альянс.[11]

В 1908 году он публикует первую из своих книг - "Свет из тени будущих благ", написанную на основе его лекций. Каргель преподает на библейских курсах и продолжает писать книги. В 1913 году в связи с появлением в России пятидесятнического движения, принесшего с собой разделение евангельские церкви, Каргель пишет книгу «В каком отношении ты к Духу Святому», в которой выражает вероучение евангельских христиан.

Наряду с литературной и проповеднической деятельностью И. В. Каргель в течение пяти лет, с 1924 по 1928 год, преподавал на Библейских курсах в Ленинграде.[12]

В 1929 году Каргель был арестован прямо на этих курсах и выслан из Петербурга.[13]

До 1936 года он жил в селе Токари близ города Лебедин Сумской области Украины. В 1937 году он был арестован и заключен в тюрьму, но вскоре отпущен домой умирать. Последнее время он жил в одиночестве, поскольку его дочери (оставшиеся незамужними ради служения) были арестованы. [14]

Его дочь Елена была расстреляна в 1938 году. Елизавета и Мария также были репрессированы, не один год провели в лагерях.[15]

Духовное наследие

И. В. Каргель. Иллюстрация из журнала "Братский Вестник", №2, 1945 год

Некоторые исследователи отмечают, что известность И. В. Каргеля среди верующих непропорционально мала по сравнению с его вкладом в историю и богословие ЕХБ. Так, известный светский философ-религиовед и исследователь баптизма Л. Н. Митрохин писал: "Многообразная практическая, а главное, духовная деятельность этого крупнейшего теолога еще ждет своего вдумчивого исследователя".[16]

М. С. Каретникова, баптистский историк и биограф Каргеля, отметила: "А. В. Карев назвал его великим богословом. И это так. Он фактически разработал и сформулировал евангельско-баптистское вероучение, принятое нашим Братством".[17]

Богословие

Каргеля иногда сравнивают с другим лидером евангельских христиан - И. С. Прохановым. По мнению баптистского историка Т. К. Никольской, Каргель - личность менее известная, чем Проханов, хотя не менее значительная. "В определенном смысле их даже можно назвать антагонистами", - считает Никольская.[18]

Светский философ Митрохин, сравнивая богословие Каргеля с идеями Проханова, отмечает у последнего "легковесность", подверженность "веяниям времени" и желание угодить последователям "удобного христианства". "Если в рассуждениях И. С. Проханова о "новой жизни" чувствуется полемическая настроенность против баптизма мазаевского образца, то у Каргеля ощущается, как это не удивительно, стремление отмежеваться от велеречивых и беллетризованных воззрений первого", - пишет Митрохин.[19]

В своих трудах Каргель уделяет большое внимание вопросам воздействия Святого Духа на верующих, рождения свыше, освящения, греха, второго пришествия Христа. Как отмечает Каретникова, в богословии Каргеля отразилось "популярное в те годы Движение святости, зародившееся ещё в начале 19 века в Англии, связанное с именем Джона Весли. В Англии же возникла Кесвикская группа(1875) будущих лидеров Уэльского Пробуждения в начале 20 века, их главным интересом будет библейское понимание освящения и его практика, Каргель будет входить в эту группу. Все эти религиозные направления в евангельском христианстве отразятся в богословии Каргеля, но весьма своеобразно, по-русски!"[20]

"Богословские работы Каргеля ориентированы на нужды общин, он не занимался чистой наукой, абстрактными, философскими вопросами или далекими от жизни темами", - утверждает исследователь И. И. Макаренко в работе "Анализ библейской герменевтики И. В. Каргеля".[21] Так, на появление в России пятидесятничества и внесение пятидесятниками разделений в евангельские общины Каргель отвечает серией лекций об этом движении.

Каргеля очень волнует тема охлаждения веры, обмирщения Церкви, ее слияния с миром. "В то время, как с одной стороны так много работается для новых обращений, среди уже обращенных многое так непростительно упускается. Поэтому здесь проявляется непрестанная утрата, состоящая в том, что у большинства верующих болезненная жизнь веры делается правилом, свежесть духа понижается с каждым дальнейшим годом и сближение с миром возрастает и укореняется: как у единичных лиц, так и у целой общины", - пишет он в одной из своих главных работ "Христос - освящение наше".[22]

Видя наступление "модернизма" в христианстве, Каргель старается изложить подлинное евангельско-баптистское исповедание, каким оно ему видится, без всякого упрощения и "облегчения".

По Каргелю, восторги только что обратившихся христиан по поводу собственного спасения носят преждевремнный характер. Искупительная жертва Христа дала человеку лишь возможность для спасения. Человек должен осознать себя не просто грешником, а погибшим грешником, возложив надежду о спасении на Господа. Он должен "умереть для мира".

Согласно богословию Каргеля, обращение ко Христу - не повод для самодовольства, а лишь начало пути спасения, которое является путем освящения верующего, путем борьбы с грехом. "Славное искупление нашего Господа не может и не должно быть для нас только предметом веры, но оно должно сделаться истиной действительностью в хождении и быть очевидным каждому", - подчеркивает Каргель.[23]

Как отмечает Митрохин, "взгляды И. В. Каргеля стали неотъемлемым компонентом идейных метаморфоз баптизма на российской почве. Так, например, программный документ "инициативников" 60-х годов "О святости и освящении" почти буквально повторил его взгляды, и именно интерпретация Каргелем решающей роли Святого Духа стала теологическим фундаментом для их разрыва с ВСЕХБ, для их призыва предстать на "молчаливый осмотр Иисуса".[24]

Книги И. В. Каргеля

См. также

Сталинские репрессии (1928-1941) и ЕХБ

Ссылки

Примечания

  1. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность: (Филос.-социол. очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. С.381
  2. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  3. "Братский листок" №2, 1907 С.23
  4. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  5. Ливен С.П. - Духовное пробуждение в России
  6. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  7. "Братский вестник" №5, 1947 С.45
  8. "Братский вестник" №5, 1947 С.45
  9. "Братский вестник" №2, 1954 С.47
  10. КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937)
  11. "Братский вестник" №6, 1979 С.48
  12. "Братский вестник" №6, 1979 С.48
  13. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  14. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  15. Никольская Т. К. - Каргель - пророк, пастор и миссионер // Газета "Мирт" №4(73) - 2010 год
  16. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность: (Филос.-социол. очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. С.381
  17. Каретникова М. С. - Биография И.В.Каргеля. (К 70 – летию со дня его кончины.)
  18. Никольская Т. К. - Каргель - пророк, пастор и миссионер // Газета "Мирт" №4(73) - 2010 год
  19. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность: (Филос.-социол. очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. С.382
  20. Каретникова М. С. - Таинственный Каргель // Газета "Мирт" №1(62) - 2008 год
  21. Макаренко И. И. - "Анализ библейской герменевтики И. В. Каргеля" С.101
  22. Каргель И. В. - Христос - освящение наше
  23. Каргель И. В. - Христос - освящение наше
  24. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность: (Филос.-социол. очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. С.383