Данная страница является хранилищем исторических документов.
Инструктивное письмо (точное название: "Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ") и Положение ВСЕХБ (точное название: "Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР") - два документа Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, регламентирующие деятельность ЕХБ в СССР.
Принятие этих документов во время разворачивания в стране хрущёвской антирелигиозной кампании в 1959 году ("Положение ВСЕХБ" принималось вместо своего аналога, "Положения о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР", принятого на совещении-съезде евангельских христиан и баптистов в октябре 1944 года) вызвало волну возмущения среди ЕХБ и послужило поводом для развития Инициативного движения, приведшего к разделению ЕХБ.
Документы были отменены в 1963 году.
Авторство
Существует две основные версии относительно авторства документов:
а) авторами документа были сотрудники Совета по делам религиозных культов, а руководители ВСЕХБ под их нажимом только подписали документы;
б) документы под нажимом властей были составлены непосредственно руководителями ВСЕХБ, в первую очередь А. В. Каревым и Я. И. Жидковым. Есть версия (ее высказывает, например, Н. К. Величко[1]), что Карев был единоличным автором документа.
Бесспорные доказательства той или иной версии исследователям до сих пор недоступны. Некоторые историки, например, А. В. Синичкин[2], для ответа на этот вопрос пытаются трактовать различные высказывания руководителей ВСЕХБ.
Принятие
Документы были приняты на малом пленуме ВСЕХБ 26-27 декабря 1959 года "в обстановке давления со стороны внешних"[3]. В пленуме принимали участие председатель ВСЕХБ Я. И. Жидков, генеральный секретарь А. В. Карев, казначей И. Г. Иванов, члены ВСЕХБ – Н. А. Левинданто, А. Л. Андреев, М. А. Орлов, К. С. Велисейчик, И. И. Моторин, Н. Н. Мельников, Ф. Р. Астахов, председатель ревизионной комиссии А. И. Мицкевич.
Перед принятием названных документов Я. И. Жидков предупредил братьев, что "вопрос, который будет рассматриваться, приведет нас в смущение, но мы должны знать, что не всегда бывает летняя погода, мы должны считаться с условиями.".
Затем слушали доклад Карева:
"Наше движение имело различные периоды:
а) Надземные и б) Подземные.
Положение наше в настоящее время можно назвать и надземное и подземное. У нас в стране имеются зарегистрированные и незарегистрированные общины. Мы ведаем только зарегистрированными.
За последнее время мы пережили некоторый разлив.
Люди другой идеологии, не могут спокойно относится к этому. Этот разлив должен и нас тревожить, как всякий разлив, который разности и поднимает ил и грязь: легкое отношение к другому полу, нечестность в церковных кассах, появились среди членов и другие рыбы.
Совет религиозных культов дает нам понять, чтобы мы вошли в берега. Мы должны об этом подумать сегодня. Вот два документа указывающие на берега. Эти документы рождаются в муках.
У колыбели бывают разные отзывы: одно отвращаются, другие говорят “ничего”, третьи “очень красивый”. Но предлагаемое детище подается исправлению. Помните, что мы несем ответ перед Всевышним, как сказал брат А. Л. Андреев. Мы несем ответственность перед церквами, мы можем потерять авторитет, но мы также ответственны передорганами власти. Мы можем внести разумные предложения. Никто не заинтересован в отход массы от ВСЕХБ"[4].
После выступления А. В. Карева содеражние "Инструктивного письма" и "Положения ВСЕХБ" обсуждалось участниками заседания в течение 2 дней и после внесения поправок было принято.
Как внедрялись документы - Воспоминания Н. К. Величко
Николай Константинович Величко (1937 года рождения) - Президент Братства Независимых Церквей и Миссий ЕХБ Украины, ответственный пастор независимой церкви ЕХБ г. Киева
"Я хорошо помню, как их внедряли, в частности в церкви по ул. Ямская 70, первая баптистская церковь Киева. Было поручено распорядителям, которые всегда были, в основном, пожилые братья, им было поручено, чтоб5ы они не пропускали верующих с детьми, только чтобы взрослые заходили, и чтобы несовершеннолетние не могли заходить. И я сам наблюдал эти картины, как они стоя на воротах, говорили, что детей нельзя, пусть учатся в школах, и так далее, нельзя. Я хорошо помню, как пресвитер церкви Дмитрий Иванович Еников однажды после богослужения объявляет, это было не членское, а просто всем присутствующим объявил, что власти требуют, чтобы на богослужение не приходили дети, несовершеннолетние. Я помню, как он дальше сказал, что братья и сестры, если мы будет нарушать это требование… Он по- моему назвал это закон, а потом я узнал (я тогда еще не изучал законы), что в законе такого не было. В частности, известный “Закон 29 года” постановления ВЦИК,- там не говорится о том, что дети не могут посещать, там говорится о запрете специальных детских богослужений".
(...)
"То есть это было незаконное требование, но мы тогда не читали законов, мало интересовались, как рядовые верующие, и тогда Еников объявил, что мы должны это соблюдать, и если мы не будем это соблюдать то закроют дом молитвы. И он обратился к пожилым: “Братья, сестры, молодежь найдет себе куда пойти, а куда вы пойдете? Вы согласны, чтобы этого придерживаться?” И дружный раздался хор голосов пожилых людей, что они согласны. То есть фактически церковь, ведомая своим служителем, согласилась, что не надо водить детей".[5]
Содержание документов
Инструктивное письмо и Положение ВСЕХБ существенно ограничивали духовную жизнь братства, приводя ее в соответствие с действующим советским религиозным (по сути - антирелигиозным) законодательством. Как отмечал советский религиовед Л. Н. Митрохин, "
не сразу разберешься, почему этот документ производит такое гнетущее впечатление. То ли потому, что он ясно показывает, сколь драконовским было это “наше законодательство” и в какие невыносимые условия были поставлены искренние честные верующие, сознательно обратившиеся к Богу. То ли потому, что эти указания исходят от самих руководителей баптистской церкви.
Совершенно понятно, в каких стенах писались и редактировались эти документы. Но можно только удивляться безграмотности авторов. Ведь речь идет о евангелическом христианстве, где благовестие рассматривается как ключевая догматическая установка, как первейший долг каждого верующего. Предписать старшим пресвитерам “сдерживать нездоровые миссионерские явления” — примерно то же самое, что обязать папских нунциев вести антирелигиозную работу. Поражает и другое: насколько уверены были эти партийные порученцы периода “оттепели” в своем безнаказанном праве перекраивать веками складывавшееся традиции религиозной культуры[6].
1. Текст инструктивного письма
Инструктивное письмо
СТАРШИМ ПРЕСВИТЕРАМ ВСЕХБ
Дорогие братья в Господе!
Посылая вам новое положение ВСЕХБ, мы хотим преподать некоторые практические советы и указания, которых вам надлежит придерживаться в своей работе.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТАРШЕГО ПРЕСВИТЕРА
1. Основной задачей старшего пресвитера ВСЕХБ является наблюдение за соблюдением в общинах положения ВСЕХБ во всех его параграфах и пунктах, а также Советского законодательства о культах.
2. Задачей старшего пресвитера является также строго соблюдение той части положения, которая относится к ст. пресвитерам ВСЕХБ.
3. Ст. пресвитер должен твердо знать и помнить, что главной задачей богослужения в настоящее время является не привлечение новых членов, а удовлетворение необходимых духовных потребностей верующих.
4. На обязанности ст. пресвитера лежит сдерживание нездоровых миссионерских проявлений, именуемых ап. Павлом ревностью по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Как отдельные служители Церкви, так и группы верующих поспешно стараются вовлекать людей в общины, причем людей еще не обращенных или неутвержденных в основах нашего вероучения. Или же в некоторых общинах устраиваются декламации стихотворений, праздники хора, имеющие концертный характер, с употреблением инструментов, чуждых нашей практике, например: гитара, мандолина, балалайка, аккордеон и др. им подобные инструменты, и тем самым нарушают благоговейность наших богослужений.
5. Все служение наших общин должно происходить в спокойной и здоровой атмосфере и должно воспитывать членов наших общин в правильном понимании и исполнении как своих христианских, так и гражданских обязанностей, к чему призывает верующих все Слово Божие, особенно 13-я глава Римлянам и Иеремия 29:5-7.
6. Ст. пресвитеру необходимо внимательно наблюдать за приемом новых членов и за строгим выполнением установленного положением ВСЕХБ испытательного срока не менее 2-3 лет, дабы изжить в наших общинах нездоровую практику в погоне за количеством членов.
7. Ст. пресвитер должен также понимать, что в его задачи входят борьба с неправильными взглядами, еще имеющимися в нашей среде, некоторых наших братьев и сестер по вере на искусство, литературу, кино, радио, телевидение и все другие виды культуры. Он должен неустанно разъяснять пресвитерам, проповедникам и рядовым членам общины о необходимости систематического повышения и развития культурного уровня.
СЛУЖЕНИЕ СТАРШЕГО ПРЕСВИТЕРА
1. Ст. пресвитер ВСЕХБ должен твердо помнить характер служения пресвитера и разъяснять его самим пресвитерам, особенно вновь поставленным на служение.
2. Ст. пресвитер в своем служении должен твердо придерживаться положения ВСЕХБ, не позволять себе выходить за его рамки. При приезде в общины он не должен без крайней на то необходимости принимать на себя выполнение духовных треб, а также не увлекаться проповедями, помня, что в каждой общине имеется свой пресвитер и свой проповедник. Все духовные требы, такие как крещение, хлебопреломление, бракосочетание, погребение и молитва над больными, должны совершать местные пресвитеры, и лишь в исключительных случаях их может совершать также один из членов исполнительного органа общины.
3. Пусть местные пресвитеры сами выполняют свое служение. Вы же лично проверяйте их работу и давайте необходимые советы.
4. Ст. пресвитер обязан проверять деятельность местного пресвитера, а также следить, нет ли нарушений в характере богослужений общины, или нет ли каких влияний со стороны крайних пятидесятников, иеговистов и прочих течений.
5. Меньше проповедей и выполнения духовных треб, но больше внимания и наблюдения за деятельностью пресвитеров и проповедников, за соблюдением порядка и точным выполнением требований при приеме новых членов и исполнителей предусмотренных положений. Все это сделает вашу работу действительно полезной для нашего братства. При таком порядке вашего служения жизнь каждой общины будет вами хорошо изучена, и вы сумеете оказать необходимую помощь общине.
СЛУЖЕНИЕ ПРЕСВИТЕРА ОБЩИНЫ
Пресвитер общины должен быть тактичным и внимательным к служителям церкви, ведущим свою работу согласно положения ВСЕХБ. Строго соблюдать Советское законодательство о культах.
1. Каждый пресвитер является служителем только своей общины и не должен допускать подобной деятельности со стороны других членов общины.
2. Пресвитер совершает лично сам все духовные требы в общине, и лишь в исключительных случаях эти требы может совершать один из членов исполнительного органа общины.
3. Пресвитер наблюдает за тем, чтобы в проповеди исключительно члены исполнительного органа, и лишь иногда в случае их отсутствия, допускались до проповеди члены ревизионной комиссии. Никто из других членов к проповеди допускаться не должен. Исключением являются старший пресвитер данной области или республики, а также представитель ВСЕХБ.
4. Пресвитер не должен допускать уклонения в богослужениях в сторону призывов к поспешному вовлечению новых членов, а также устройства концертных хоровых выступлений, применения оркестров, декламаций стихов и других форм служения, не предусмотренных Положением ВСЕХБ.
СЛУЖЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОБЩИНЫ
1. Исполнительный орган общины состоит из трех человек.
2. Все три члена исполнительного органа общины имеют право участвовать в проповеди.
3. Исполнительный орган общины назначет дни молитвенных собраний в общине, удобные в местных условиях.
4. Исполнительный орган наблюдает также за правильным расходованием материальных средств общины, допуская их расходование только на культовые нужды.
Примечание. Культовыми расходами считаются: содержание и ремонт молитвенного дома и церковного инвентаря, зарплата пресвитера и других лиц, обслуживающих общину (за исключением участников хора), и др. культовые расходы, а также в кассу республиканского и областного пресвитера и в кассу ВСЕХБ, по сборам, собранным в дни праздников: Рождества Христова, Пасхи, Троицы, праздника Жатвы и Дня Единства.
5. Исполнительный орган поступающие денежные средства от верующих в виде исключительно добровольного пожертвования хранит на текущих счетах Госбанка и его отделениях или Гострудсберкассах.
6. Исполнительный орган наблюдает за порядком богослужения своих общин, не допуская никаких нарушений Положения ВСЕХБ и Советского законодательства о культах.
7. На обязанности исполнительного органа лежит также документальное оформление помещения для проведения богослужебных собраний на правах аренды с частными лицами или с коммунальными отделами местных советов, а также получение по договору в бесплатное пользование от Горсовета или районного Исполнительного Комитета специального культового здания там, где предоставляется возможность.
СЛУЖЕНИЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
1. Ревизионная комиссия должна состоять из трех лиц и не менее одного раза в год проверять кассу общины, составляя при этом надежный акт, в котором в случае обнаружения отражать также факты расследования расходов общинных средств на цели, противоречащие Советскому законодательству о культах.
2. О результатах своей работы рев. комиссия ставит в известность исполнительный орган общины.
3. В случае отсутствия в каком-либо собрании общины членов исполнительного органа по причине болезни или занятости по работе (на предприятиях) члены ревизионной комиссии могут допускаться к проповеди вместо них.
О ЧЛЕНАХ ОБЩИНЫ
1. Каждый член общины должен знать, что духовные потребности могут удовлетворяться лишь в помещении зарегистрированной общины, а поэтому он не должен участвовать ни в каких других богослужениях, организуемых помимо общины.
2. Удовлетворяя свои духовные нужды, члены общины не должны организовывать какие-либо богослужения у себя на квартире.
Примечание. На квартире могут проводиться служения, связанные с погребением (вынос тела), с хлебопреломлением для больных, но все это делается паод руководством пресвитера общины.
3. Члены общины должны быть достойными гражданами нашей великой Социалистической Родины. Они обязаны наравне со всеми гражданами СССР честно трудиться, жить. Среди верующих должны решительно изживаться встречающиеся узкие взглядщы на искусство, литературу, кино, телевидение и т. д.
ПРИЕМ НОВЫХ ЧЛЕНОВ
1. Подход к приему новых членов ЕХБ должен быть более тщательным. С момента подачи заявления о приеме и до испытания должно пройти не менее 2-3 лет, с тем чтобы наши общины не засорялись плевелами, как говорит Христос в своей притче о плевелах (Мф. 13:24-27). При приеме кандидата в члены церкви ЕХБ ему необходимо прийти с одним из членов общины, знающим его жизнь и поведение. По истечении исполнительного срока и при допущении к крещению список кандидатов на крещение, согласованный со ст. пресвитером, объявляется верующим данной общины, с тем чтобы получить дополнительные данные о вступающем в общину.
2. Испытание вступающих в члены общины производится исполнительным органом, причем это делается тщательно, с тем чтобы в общину не вошли также лица, которые недостойны быть членами нашей церкви.
3. С погоней за количеством верующих в наших общинах должно быть решительно покончено. Следует уделять больше внимания воспитанию наших членов, поэтому пресвитеры общины должны строго соблюдать 2-3-летний стаж крещаемых, а также возраст, принимая в общину лишь действительно утвердившихся в вере и хорошо испытанных людей. Заявления о вступлении в члены общины от лиц, учащихся или находящихся на военной службе, не должны вообще приниматься до окончания их учебы или военной службы.
4. В случае недостаточной подготовленности подавшего заявление, а также в случае выявления каких-либо порочащих его сведений, его прием откладывается, независимо от пройденного исполнительного срока.
5. Лиц, над которыми совершено крещение неизвестными крестителями, следует избегать принимать в наши общины. Если обстоятельства требуют их принимать, то принимать только полностью согласных с Положением ВСЕХБ. Это указание не относится к необъединенным пятидесятникам, которых следует всемерно принимать в наши общины.
6. В тех случаях, когда крещение совершается не в бассейне при молитвенном доме, а где-нибудь в реке, в море, в ином каком-нибудь водоеме, надо добиться того, чтобы около крещаемых не собиралось много народа и все происходило в спокойствии и тишине.
7. Крещение на открытом воздухе должно совершаться только в летнее время и с ведома Советской власти.
8. Старший пресвитер должен следить особенно точно за порядком приема новых членов и не должен допускать в этом вопросе никаких отклонений от Положения ВСЕХБ.
ХАРАКТЕР БОГОСЛУЖЕНИЯ
1. Богослужение ВСЕХБ ставит своей целью удовлетворение необходимых духовных потребностей верующих, а также исполнение духовных треб, таких как хлебопреломление, погребение, бракосочетание, рукоположение на служение, совершение наших церковных праздников: Рождества Христова, Пасхи, Вознесения, Троицы, Преображения, праздника Жатвы и Дня Единства.
2. Во всех собраниях, как в тех, в которых исполняются духовные требы, так и в праздничных, производятся соответствующие проповеди и молитвы, совершается пение общее и хоровое.
3. Единственным музыкальным инструментом при богослужении является физгармония; орган, и в исключительных случаях пианино, как наиболее содействующие благоговейности наших собраний. Никакие другие инструменты не должны употребляться.
4. Количество богослужений (молитвенных собраний) в общинах, как правило, не должно превышать 2-3 собраний в неделю.
5. Участвуют в проповеди исключительно члены исполнительного органа и как исключение члены ревизионной комиссии, другие члены общины в проповедях участвовать не должны.
Посылая вам, ст. пресвитерам, новое положение ВСЕХБ и данное инструктивное письмо ВСЕХБ, мы должны подчеркнуть, что как новое положение, так и постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года, а также другое Советское законодательство о культах (в некоторых наших общинах) действительны, и поэтому при проведении в жизнь Положения и Инструкции вам надлежит в основном ссылаться на Советское законодательство о культах. В прошлом, при недостаточном учете Советского законодательства о культах, в некоторых наших общинах происходило его нарушение: бывали случаи крещения лиц моложе 18 лет, оказывалась материальная поддержка из средств общины, устраивались библейские и другие собрания специального характера, приобретались путем покупки молитвенные дома и оформлялись на подставных лиц, чего больше не должно быть; допускались декламации стихотворений, бывали дискуссии верующей молодежи, создавались нелегальные кассы взаимопомощи, устраивались собрания для проповедников и обучения регентов хора, пресвитеры обслуживали другие общины, хоры совершали поездки в другие общины, допускались до проповеди проповедники других общин, кое-где взимались членские взносы и бывали другие нарушения Советского законодательства.
Все это необходимо изжить в наших общинах, а нашу деятельность привести в согласие с действующим законодательством нашей страны о культах, в чем и должны помочь нам эти два документа — новое положение ВСЕХБ и инструктивное письмо ст. пресвитерам ВСЕХБ.
С братским приветом,
Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов[7]
2. Текст Положения ВСЕХБ[8]
Последствия
По данным конфессионального историка С. Н. Савинского, через год после рассылки Инструктивного письма и Положения ВСЕХБ на местах был произведен анализ отношения к ним, "оказалось, что 40% приняли эти документы, с небольшими оговорками; 50%, то есть половина, не дали никакого ответа (надо думать, отнеслись безразлично); около 8% выразили несогласие по наиболее существенным пунктам; и лишь 1,5% заявили свой протест. В числе заявивших протест были церкви, составившие впоследствии ядро отделившегося братства"[9].
Тем не менее документы стали "катализатором" процесса разделения ЕХБ.
Отмена и покаяние
Инструктивное письмо и Положение ВСЕХБ были отменены в ходе Всесоюзного съезда ЕХБ, проходившего в Москве 15-17 октября 1963 года. Тогда же, на съезде, был принят новый Устав ВСЕХБ. Текст его, вместе с подробным отчетом о ходе съезда, был опубликован в журнале "Братский вестник" (№6, 1963). Устав принципиально отличался от прежнего Положения ВСЕХБ, - из него были изъяты установления, вызвавшие возмущение в общинах на местах.
После отмены Инструктивного письма и Положения ВСЕХБ отдельные верующие и группы верующих вернулись во ВСЕХБ, однако в целом преодолеть разделение между ВСЕХБ и СЦ ЕХБ не удалось ни в 1963 году, ни позднее.
В. Ф. Василенко об отмене документов и возврате во ВСЕХБ
Выступление старшего пресвитера по Винницкой области В. Ф. Василенко на XXXIX съезде ВСЕХБ 4-7 октября 1966 года:
«Было время, когда я также работал, и притом активно, на стороне «Оргкомитета». Но когда на Всесоюзном съезде евангельских христиан-баптистов в 1963 году были отменены «Положение» 1960 года и «Инструктивное письмо» и был принят новый Устав, то я сказал брату Оверчуку: наша работа в «Оргкомитете» закончена, мне больше с вами не по пути; мы должны возвратиться в свои общины и трудиться в единстве. Конечно, в работе ВСЕХБ были ошибки, но у «Оргкомитета» также были и есть ошибки. Разница в том, что ВСЕХБ признал свои ошибки и исправил их, а «Оргкомитет» остался в том же состоянии, считая себя совершенно непогрешимым. Присутствуя на съезде 1963 года, а затем на Пленуме ВСЕХБ в сентябре 1964 года и наблюдая его работу, я убедился, что работники ВСЕХБ имеют страх Господень, и это меня укрепило в стремлении к единству. Я переменил свое отношение к ВСЕХБ.
Но у отделившихся главная цель: набросить тень на работников ВСЕХБ — обвинить их в предательстве. И теперь, приехав на этот съезд, я увидел здесь все, противоположное тому, что предсказывали мне мои братья и отец, а именно: благословенные проповеди и беседы, хорошие решения. Я не знаю, как поступят мои братья и мой отец, но я одно скажу: как я любил их раньше, когда был с ними, так я люблю их и теперь.
Разделение — не созидание, а разрушение дела Божьего; многие слабые верующие падают, а если еще и стоят, то их вера расшатывается. Кто будет отвечать за разрушение церквей? Братья! Пора остановиться, покончить с разделением и объединиться для славного совместного труда для Господа!»[10]
Покаяние на съезде 1966 года. С. П. Фадюхин
Из выступления помощника Генрального секретаря ВСЕХБ Сергея Петровича Фадюхина на XXXIX съезде ВСЕХБ 4-7 октября 1966 года:
"Несомненно, что наше братство не может согласиться с таким заявлением и утверждением, что будто ВСЕХБ и все мы с вами осуществляем разрушительную работу в церкви евангельских христиан-баптистов. Не имея страсти к «состязаниям и словопрениям», от которых происходят зависть, распри и злоречия, мы просто отстраняем от себя эти «лукавые подозрения» и несправедливые обвинения (1 Тим. 6, 3 — 5) и с радостью, по примеру нашего Спасителя, все обиды, нанесенные лично нам, прощаем так, как Бог во Христе простил нас самих (I Петр. 2, 22 — 23; Ефес. 4, 32).
Но, приводя на память наполненные глубоким сожалением слова Господа: «Для чего вам состязаться со Мною? — все вы согрешили против Меня!» (Иер. 2, 29), — мы, осознав всю безмерность Его любви к нам и склонившись в сокрушительном смирении перед Ним, скажем сегодня: «Для чего нам состязаться между собою? — все мы согрешили против Господа!» А поэтому мы должны заявить, что и со стороны ВСЕХБ имели место ошибки и недостатки в работе. Но, признавая это, было бы неправильно утверждать, что все наши ошибки и недостатки являются результатом злого умысла. Так же и сторонники «Совета церквей», нужно полагать, допуская неразумные действия, тоже действуют не по злому умыслу, и нам хочется верить, что и они также наберутся мужества и, по совету Соломона признав свои ошибки, оставят их. Говоря сегодня о наших недостатках, мы этим хотим лишь подчеркнуть, что ВСЕХБ, да и все наше братство молит Господа о том, чтобы всякий недостаток был устранен.
Много говорили, да и сейчас еще некоторые говорят о «Положении» и «Инструктивном письме». Но они, как не одобренные нашим братством, отменены. А представлением взамен их Устава, по проекту ВСЕХБ принятого съездом в 1963 году, ВСЕХБ, к радости и глубокому удовлетворению всех детей Божиих, искренне и в смирении доказал, что он может сотворить и действительно сотворил плод, достойный покаяния.
Мы также питаем светлую надежду, что имевшие место в прошлом такие явления, как: поставления старших пресвитеров без согласия церкви, в которой они состоят членами, рукоположение пресвитеров вне церкви и без избрания церкви, для которой они рукопологались, оставление на служении старших пресвитеров и пресвитеров общин, явно утерявших свое пастырское достоинство и уважение среди детей Божиих, и другие моменты, целиком входящие в понятие внутрицерковных вопросов, — также, общими усилиями всех детей Божиих и при помощи Господа, будут устранены[11].
На съезде 1990 года ВСЕХБ повторно принес "покаяние за допущенные отступления от верности благовестию в шестидесятые годы, за издание документов, ограничивающих свидетельство церквей окружающему миру"[12].
Примечания
- ↑ Исследовательский проект “Устная история ЕХБ в СНГ”, Донецкий Христианский Университет, компакт-диск "История Евангельского движения в Евразии 1.0"
- ↑ Синичкин А. В. - Доклад "От Инициативной группы до Оргкомитета", компакт-диск "История Евангельского движения в Евразии 1.0"
- ↑ История ЕХБ в СССР, Москва, Издательство ВСЕХБ, 1989 год, С.240
- ↑ Содержание протокола заседания малого Пленума ВСЕХБ 26 декабря 1959 года пересказывается по Синичкин А. В. - Доклад "От Инициативной группы до Оргкомитета", компакт-диск "История Евангельского движения в Евразии 1.0"
- ↑ Исследовательский проект “Устная история ЕХБ в СНГ”, Донецкий Христианский Университет, компакт-диск "История Евангельского движения в Евразии 1.0"
- ↑ Митрохин Л. Н. - Баптисты в советском обществе
- ↑ Печатается (с сохранением пунктуации и особенностей написания заглавных букв) по «Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 3» ISBN 5-7454-0842-1. Сборник, составитель М. С. Каретникова — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2004. С.321-327.
- ↑ Документ из Архива РС ЕХБ
- ↑ Голос Истины // Сергей Савинский - Разделение 1961 года. Почему это произошло?
- ↑ "Братский вестник", №6, 1966
- ↑ "Братский вестник", №6, 1966
- ↑ Братский вестник, 1990, №2, С.49